Рекомендации направлены на повышение эффективности выявления и пресечения нарушений в сфере трудовых отношений. Ожидается, что к концу 2025 года в официальный трудовой оборот будет привлечено не менее 700 тыс. человек.
В фокусе внимания комиссий, куда входят представители власти, государственных внебюджетных фондов и профсоюзов, окажутся отрасли с высоким риском теневой занятости: торговля, общепит, строительство и автосервис. Комиссии будут проводить выездные проверки компаний-нарушителей, а в случае отказа от легализации персонала — направлять информацию в Роструд и прокуратуру.
Минтруд предлагает новый критерий выявления нарушений: анализ данных компаний, выполняющих госконтракты, на предмет соответствия объемов работ числу официально трудоустроенных сотрудников. Этот критерий дополнит существующие: низкие зарплаты, большое количество договоров с самозанятыми и значительное отклонение средней зарплаты от отраслевой.
Проект рекомендаций проходит апробацию. Пилотное тестирование запланировано на первую половину 2025 года в пяти регионах: Омской, Нижегородской, Кировской, Ярославской и Свердловской областях.
В 2024 году благодаря работе межведомственных комиссий более 620 тыс. человек получили официальный трудовой статус. В 2025 году планируется существенно увеличить этот показатель. Особое внимание будет уделяться заключению именно трудовых договоров, а не использованию схемы самозанятости.
В силу низкого уровня правовой грамотности и отсутствия жизненного опыта подростки находятся в группе риска — недобросовестные работодатели могут подменить знания о преимуществах «классического найма» представлениями о выгоде самозанятости. Поэтому необходимо широко информировать молодых людей о последствиях самозанятости, считают в ФНПР. В связи с неурегулированностью в федеральном законодательстве вопроса платформенной занятости, социального страхования самозанятых и платформенно занятых работников, ФНПР оценивает эти категории работников как слабозащищенные и считает преждевременным со стороны государства активное вовлечение молодежи в самозанятость и платформенную занятость.