Работник обратился с иском к ПАО «Южный Кузбасс» и попросил суд о взыскании единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка за каждый год работы в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также о компенсации морального вреда и выплате процентов за задержку единовременного вознаграждения.
Пунктом 5.3 «Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации» предусмотрено, что «работодатель обеспечивает работникам, уполномочившим профсоюз представлять их интересы в установленном порядке, имеющим стаж работы у работодателя (в том числе работодателя-правопреемника с учетом стажа у правопредшественников) не менее 5 лет, получившим право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации), при стаже работы в угольной промышленности не менее 10 лет, выплату единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности Российской Федерации (с учетом стажа работы в угольной промышленности СССР)».
Такое же вознаграждение было прописано в коллективном договоре ПАО «Южный Кузбасс». Выплата единовременного вознаграждения проводится один раз в жизни, соответственно, работнику выгоднее всего эту выплату просить по завершении рабочей деятельности. Именно так истец и поступил – при выходе на пенсию он написал заявление о выплате единовременного вознаграждения. Однако даже с подачей заявления все прошло не очень гладко, его не хотели принимать. Как пояснил истец, он подал заявление при увольнении, однако оно не было зарегистрировано. Поэтому он пришел к работодателю позже и попросил зарегистрировать документ, и только тогда на заявлении поставили штамп входящей регистрации.
Работодатель не оспаривал, что работник отработал положенное количество лет. Но в выплате единовременного вознаграждения отказал, сославшись на то, что действие пункта 10.1.3 коллективного договора, регулирующего эту выплату, приостановлено.
Междуреченский городской суд посчитал несостоятельным основание работодателя: «Поскольку действие пункта 5.3 Федерального отраслевого соглашения, который гарантирует единовременную выплату, в отношении ПАО «Южный Кузбасс» не приостановлено, а в силу статьи 8 Трудового кодекса РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, не подлежат применению». Суд пришел к выводу о «наличии правовых оснований для взыскания в судебном порядке с ответчика в пользу истца единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в угольной промышленности РФ».
В итоге 27 октября 2025 года суд решил взыскать с ПАО «Южный Кузбасс» 887 тыс. рублей – единовременное пособие, 57 тыс. рублей – проценты за задержку выплаты, 12 тыс. рублей – судебные расходы на оплату услуг представителя и 3 тыс. рублей – компенсацию морального вреда.
См.: https://www.solidarnost.org/articles/otraslevoe-vazhnee-kollektivnogo.html

