В апреле 2024 года воспитатель детского сада города Белово обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Кемеровской области-Кузбассу за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) как одному из родителей инвалида с детства.
В соответствии с Законом № 400-ФЗ такая пенсия назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Все условия для назначения досрочной страховой пенсии по старости заявителем выполнены на дату первого обращения за назначением пенсии. Однако в назначении пенсии было отказано по той причине, что в медицинском заключении дата рождения ребенка-инвалида не соответствует дате рождения дочери заявителя по свидетельству о рождении. Следовательно, принадлежность медицинского заключения дочери заявителя документально не подтверждена.
Заявительница обратилась в Беловский городской суд. Его решением в августе 2024 года был установлен факт принадлежности медицинского заключения дочери заявительницы.
В октябре 2024 года педагог повторно обратилась в Отделение СФР с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости, и ей была установлена страховая пенсия, но только с даты повторного обращения.
Заявительница не согласилась с указанным решением в части даты назначения пенсии и обратилась за помощью в Кузбасскую региональную организацию Общероссийского Профсоюза образования.
Кузбасская региональная организация оказала помощь члену Профсоюза в оспаривании первого решения пенсионного органа в судебном порядке.
В итоге Беловским городским судом установлено, что у истца имелся необходимый страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости на дату первоначального обращения в пенсионный орган, а также необходимый индивидуальный пенсионный коэффициент и требуемый возраст. Принадлежность медицинского заключения дочери заявительницы подтверждена, а ненадлежащее его заполнение не может ограничивать право истца на досрочную пенсию по старости с даты первоначального обращения к ответчику.
Беловский городской суд Кемеровской области 4 июля 2025 года признал незаконным первое решение ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу об отказе в установлении пенсии истцу, обязал ответчика назначить страховую пенсию по старости со дня первоначального обращения и произвести перерасчёт страховой пенсии по старости.
Апелляционная жалоба Отделения СФР была оставлена без удовлетворения Кемеровским областным судом.
Таким образом, благодаря поддержке Профсоюза, педагогу назначена пенсия на полгода раньше и после перерасчёта выплата составила более 100 тысяч рублей.
Это дело ясно показывает общую позицию судебных органов: ошибки в документах, сделанные не по вине истца, не могут отменить его законного права на социальное обеспечение.
