Большинство россиян слабо представляют, как устроено медицинское страхование в стране: лишь около трети уверены, что понимают различия между ОМС и ДМС. Тогда как семь из десяти либо имеют поверхностные представления, либо совсем не в курсе. Уровень осведомленности снижается с возрастом: старшие поколения чаще признаются, что вообще ничего не знают о разнице между действующими в стране видами медицинского страхования. Наиболее осведомленными оказались миллениалы (четверо из десяти по самооценке хорошо знают разницу между ОМС и ДМС).
Подавляющее большинство наших сограждан (три четверти) не имеют полиса ДМС. Владеет таким полисом каждый пятый россиянин (21%), в том числе 11% благодаря работодателю, 7% оформили его сами, еще 3% получили полис через партнерские программы. Причем миллениалы чаще получают его от работодателя, а представители поколения цифры оформляют сами.
Большинство работающих россиян отмечают, что их работодатели не предлагают добровольное медицинское страхование. В результате медицинская защита по-прежнему строится почти исключительно на базе ОМС, а ДМС, несмотря на декларируемые преимущества, так и не стало доступным или понятным инструментом для большинства россиян.
Лучше других ориентируются в вопросе получившие полис ДМС от работодателя: среди них доля тех, кто «хорошо понимает разницу между ОМС и ДМС», вдвое выше, чем среди не имеющих полиса. А вот те, кто оформил ДМС сам или через партнерские программы, нередко продолжают слабо разбираться в сути этих продуктов. Те же, у кого нет полиса ДМС, чаще других совсем не понимают, как все устроено.
Среди тех, у кого есть полис ДМС, приоритет остается за системой ОМС: большинство либо чаще обращаются к врачам по обязательной программе, либо вовсе не используют страхование, не ходят к врачам. Лишь небольшая доля делает ставку исключительно на ДМС. Иными словами, наличие полиса не означает его использование, а сама система остается скорее дополнительным, чем основным ресурсом.
Чаще всего ДМС ассоциируют с корпоративным бонусом, дополнительной привилегией «от работодателя». Лишь треть респондентов связывают ДМС с расширением реального доступа к качественным медицинским услугам, и еще меньше — с правом выбора клиники и врачей. Значительная часть россиян вообще не уверена, что понимает, как работает система: более трети затруднились с ответом, а каждый шестой почему-то считает, что получить ДМС можно автоматически по достижении 18 лет.
Понимание ДМС напрямую связано с уровнем информированности: те, кто хорошо разбирается в системе, чаще называют реальные черты добровольного страхования: оформление через работодателя, ограниченный срок действия, доступ к лучшим услугам.
Интерес к оформлению полиса ДМС демонстрируют четверо из десяти среди тех, у кого его нет. Но каждый второй не хочет, и чем старше, тем меньше желания его приобретать. Главные причины отказа не в недоверии или сложности оформления, а в банальном прагматизме: люди либо пользуются ОМС и не видят смысла платить, либо, при необходимости, предпочитают разовые платные услуги.