В ответ на эти вызовы российская промышленность активно ищет новые форматы развития кадрового потенциала.
Особую актуальность этот поиск приобретает для металлургии. Работа в отрасли требует принципиально новых компетенций, а система инженерного образования остро нуждается в обновлении. Именно в этих условиях компании предлагают принципиально иной, комплексный подход к подготовке специалистов будущего.
Горно-металлургическая компания ЕВРАЗ в течение пяти лет вложит около миллиарда рублей в создание и развитие уникальной системы инженерного образования на базе учебных заведений Урала и Сибири, где находятся производственные активы компании. Компания работает со всей цепочкой подготовки кадров, создавая сквозную образовательную вертикаль «школа – ссуз/вуз - предприятие».
«В последние годы бизнес активно включился в работу с системой СПО и вузами. Ни одно обсуждение повестки кадрового дефицита не обходится без вопросов образования. Это закономерная реакция на демографические вызовы. Молодежи, которая выбирала бы инженерное образование и карьеру в производственных компаниях, становится все меньше. В результате конкуренция за кадры сместилась в плоскость борьбы за престиж инженерного образования, которое берет начало еще в школе», – отмечает вице-президент компании по персоналу Елена Самсонова.
На первом этапе этой вертикали находятся инженерные классы, открытые в 17 школах на Урале и в Сибири. Здесь старшеклассники получают не просто углубленные знания по физике и математике, а изучают инженерную графику, знакомятся с процессами и основными технологиями металлургии, примеряют на себя роль студентов. Часть предметов школьники проходят в стенах вузов. Также для них организуют экскурсии на металлургические комбинаты, где они могут воочию увидеть то, о чем им рассказывают на занятиях.
Кульминацией этой системы является «Инженерный бакалавриат» – совместная программа ЕВРАЗа с Сибирским государственным индустриальным университетом (Новокузнецк) и Нижнетагильским технологическим институтом (филиалом Уральского федерального университета). В 2024 году на обучение по этой программе поступили 147 абитуриентов, а в 2025-м – 170.
Компания инвестирует в оснащение партнерских вузов и ведет с ними совместные научные исследования. Результаты этой работы сразу включаются в образовательные программы, что повышает качество подготовки будущих специалистов.
Подробнее см.: https://rg.ru/2025/10/15/inzhenery-na-perspektivu.html