Кто такие бюджетники, представители каких профессий относятся к ним?
Михаил Шмаков: У всех на слуху в первую очередь врачи и учителя, причем в широком понимании. Учителя - это не только сотрудники, работающие в школе, но и в детских садах, других образовательных учреждениях. В целом в категорию бюджетников входят люди, которые получают заработную оплату из бюджетов всех уровней. Это и библиотекари, и гражданский персонал Вооруженных сил России, силовых ведомств, и сотрудники организаций по мониторингу окружающей среды, метеорологии.
Почему встал вопрос о необходимости пересмотреть систему оплаты труда бюджетников?
Михаил Шмаков: Можно выделить две ключевые проблемы в сфере оплаты труда в бюджетной сфере: низкий размер заработной платы и ее высокая межрегиональная дифференциация. В 2023 году разница между средней зарплатой врачей и учителей в самом высокооплачиваемом регионе и самом низкооплачиваемом составила 5 и 5,5 раза соответственно.
Если посмотреть по данным Росстата, средняя заработная плата врачей в 2023 году составила 53 739 рублей в Республике Ингушетия, это самое низкое значение, и 268 806 рублей в Чукотском автономном округе, то есть в 5 раз больше. Дифференциация по заработной плате у учителей составляет 5,5 раза: от 25 959 рублей в Республике Ингушетия до 142 692 рублей в Чукотском автономном округе. Такая ситуация приводит к перетоку кадров в регионы, где платят высокие зарплаты: Чукотский АО, Ханты-Мансийский АО, Москву, Санкт-Петербург.
Как получилось, что возникла такая разница в зарплатах?
Михаил Шмаков: Была отменена единая тарифная сетка, обеспечивавшая в бюджетной сфере одинаковый размер вознаграждения за равный труд. От нее поэтапно отказались с 2008 года до конца 2010 года. Сейчас каждый регион устанавливает системы оплаты труда самостоятельно, исходя из своего финансового положения.
Должны ли сотрудники одной профессии получать одинаковую зарплату в разных регионах?
Михаил Шмаков: За работу одинаковой интенсивности в одной и той же профессии вне зависимости от региона и места работы люди должны получать примерно одинаковую зарплату. Оклад должен быть одинаковый и в Ингушетии, и в Ханты-Мансийске. И зависеть он должен от квалификации и сложности труда в конкретной профессии.
Если мы будем выравнивать зарплаты по стране, не приведет ли это к снижению зарплат в тех регионах, где сейчас они высокие?
Михаил Шмаков: Снижение зарплат у нас запрещено законом. Поэтому изменение системы оплаты труда не должно привести к этому.
Сегодня многие учителя берут на себя 1,5-2 ставки. Это из-за дефицита сотрудников или только так они могут получать достойную зарплату?
Михаил Шмаков: Первая причина - это низкий уровень оплаты труда. Потому что в бюджете региона средств не всегда хватает. Вторая причина в том, что регионы обязаны выполнить требования "майских указов". Зарплата бюджетников должна в два раза превышать среднюю зарплату в регионе. К сожалению, многие регионы пошли по пути совмещения бюджетниками нескольких должностей и переработок.
Произошел ли на самом деле рост зарплат в бюджетной сфере?
Михаил Шмаков: Рост заработной платы идет. И один из важных критериев, который влияет на этот процесс, это повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ). Президент поддержал предложение профсоюзов о ежегодном повышении минимального размера оплаты труда с опережением темпов роста прожиточного минимума трудоспособного населения и инфляции. В последние годы эта задача выполняется. В 2024 году МРОТ вырос на 18,5%, до 19 242 рублей. Это в целом по стране. При этом регионы устанавливают собственный размер минимальной заработной платы, в Москве в этом году он составил 29 389 рублей. С 2025 года МРОТ в России вырастет на 16,6 %, до 22 440 рублей.
Опережающими темпами растет заработная плата у низкооплачиваемых категорий работников бюджетной сферы. По данным Росстата, за последние три года средняя оплата труда у учителей выросла на 26,8%, у врачей - на 33,3%.
Насколько низкими могут быть зарплаты в бюджетной сфере?
Михаил Шмаков: Есть случаи, когда ставка за работу устанавливается ниже МРОТ. К ставке прибавляют премиальные и доплаты компенсационного характера. В итоге зарплата на руки получается выше МРОТ.
Что должно быть сделано, для того чтобы выровнять уровень оплаты по стране?
Михаил Шмаков: Нужно вернуть утверждение размера ставок на федеральный уровень. Зарплата все равно будет разная, так как к ней будут прибавляться премии, надбавки за работу в особых условиях, в северных зонах. Но ставка за работу по данной специальности в то нормативное рабочее время, которое положено каждому бюджетнику, должна быть одинаковой.
Нужно навести порядок в отчетах о росте зарплаты бюджетников. Если есть требование, что зарплата должна быть в два раза больше, чем средняя зарплата по региону, то нужно считать ее, исходя из одной ставки. И установить, что оклад бюджетника должен быть не ниже МРОТ.
См. https://rg.ru/2024/08/11/bolshaia-raznica.html