1210,5 млн рублей – совокупная задолженность по заработной плате перед сотрудниками у организаций, не относящихся к субъектам малого бизнеса, на конец второго месяца текущего года. По расчетам Росстата, за месяц сумма общего долга выросла на 692,9 млн рублей, а если говорить про аналогичный период в 2024 году – то на 840 млн рублей. При этом Росстат отмечает, что доля работников, перед которыми имеется задолженность по заработной плате, на конец февраля 2025 года не превысила 1%.
Газета «Солидарность» пообщалась на тему роста задолженности перед россиянами с секретарем ФНПР, руководителем департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства аппарата ФНПР Олегом Соколовым.
Он сообщил, что факт роста долгов подтверждает не только статистика, но и мониторинг ФНПР, формируемый на основе информации из членских организаций.
– ФНПР отслеживает сложные социальные ситуации на предприятиях. Ежемесячно к заседанию РТК мы готовим мониторинг, основанный на данных членских организаций. В этот мониторинг входят не только предприятия, у которых долги по зарплатам перед сотрудниками, но и организации, которые столкнулись с ситуацией сокращения численности сотрудников, введения неполного рабочего дня. ФНПР и Роструд в этом отношения плотно взаимодействуют друг с другом. Зачастую статистическая информация совпадает лишь частично, то есть мы даем дополнительные сведения для Роструда. По данным нашего профсоюзного мониторинга, в соответствии с решением трехсторонней комиссии Роструд принимает те или иные меры, проводит проверки, - рассказал секретарь ФНПР.
О.Соколов заметил, что данные Росстата не совсем полные, так как в выборку ведомства попадают крупные и средние предприятия, а малый бизнес или ликвидированные организации в эту отчетность не попадают. Поэтому зачастую возникает ситуация, когда предприятия нет, а долги перед сотрудниками есть. Кроме этого секретарь ФНПР отметил, что у Росстата нет полномочий по проверке отчетности, поэтому любое предприятие вполне может занизить показатели по долгам.
Секретарь ФНПР рассказывает и о причинах происходящего:
– На мой взгляд, ситуация роста долгов по заработной плате прежде всего связана с тем, что в последнее время ужесточилась экономическая политика, прежде всего денежно-кредитная. Кредит, по сути дела, – это источник развития предприятия в рыночной экономике, так как собственные оборотные средства есть далеко не у всех и, как правило, они уже вложены в производства. Ключевая ставка 21% держится уже несколько месяцев. При этом у стратегических отраслей, которые работают на ОПК, есть возможность получить субсидированный кредит, но у основной массы предприятий, которые работают просто на потребительский рынок, такой возможности нет. Все это приводит к тому, что растут неплатежи – это долги по заработной плате, растет себестоимость, продукция не продается.
Общая инфляция сказывается и на потребительских возможностях населения: несмотря на то, что зарплаты растут, значительная часть от этого роста приходится на покрытие роста цен по основным потребительским товарам, – продолжает О.Соколов. – Соответственно это приводит к тому, что предприятия, выпускающие потребительские товары, недополучают выручку. Это цепочка экономических обстоятельств, которые отражаются на платежеспособности предприятий. Удар приходится по зарплатам их работников. Дело еще и в том, что не везде на предприятиях есть первичные профсоюзные организации. Мы наблюдаем тенденцию, которая говорит о том, что долги есть там, где нет профсоюза. Перед ФНПР в первую очередь стоит задача помогать членам профсоюзов и нашим профсоюзным организациям на конкретных предприятиях.
Вместе с тем геополитическая и экономическая нестабильность нарастает: сегодня непонятно, в какую сторону будет развиваться мировая экономика, и дело не только в санкциях, а в самой мировой экономике.
То, что должниками являются в первую очередь те предприятия, на которых нет профсоюзных организаций, подтвердили в нескольких регионах.
См. подробнее: https://www.solidarnost.org/articles/v-neoplachennom-dolgu.html