В числе 8 плановых вопросов повестки заседания особо значимым для профсоюзов был вопрос о проекте федерального закона №275599-8 «О занятости населения в Российской Федерации». Законопроект представлял депутат Госдумы РФ, член Межфракционной рабочей группы «Солидарность», заместитель Председателя ФНПР Андрей Исаев. Он рассказал о значимости закона в социально-трудовой практике россиян, необходимых поправках, внесенных в период после первого чтения, об участии социальных партнеров в этой работе.
Качество проекта оценил Координатор профсоюзной стороны, Председатель ФНПР Михаил Шмаков:
– Это шаг вперед в сравнении с соответствующим законом 30-летней давности. Новый закон будет регулировать более тонкие моменты трудовых отношений, учитывать другую ситуацию в сфере труда. Закон становится как бы вторым трудовым кодексом. Мы за то, чтобы он был открытым для дальнейшей проработки с участием всех сторон социального партнерства.
В проекте закона есть целый ряд позитивных изменений, отражающих инициативы профсоюзов. В нем закреплено трехстороннее участие в разработке и обсуждении нормативных правовых актов, госпрограмм в сфере занятости.
В законопроект, подготовленный ко второму чтению, по предложению профсоюзов включены положения о ежегодной индексации минимальной и максимальной величин пособия по безработице с учетом роста потребительских цен.
По инициативе профсоюзной стороны в качестве направлений государственной политики в сфере занятости предусмотрены: защита национального рынка труда и содействие развитию социального партнерства в сфере занятости.
Вместе с тем М.Шмаков обратил внимание членов комиссии на то, что остается немало вопросов, которые предстоит решать на следующем этапе. Говоря о временном предоставление персонала, глава ФНПР предложил «убрать из Налогового кодекса лизинг работников как, по существу, реинкарнацию рабовладения».
– Социальные партнеры приветствуют практику совместной работы на площадке профильного комитета Госдумы, - подчеркнул профлидер. - Она доказала свою высокую эффективность при обсуждении нового закона о занятости. Рассчитываем, что работа над законами-спутниками и дальнейшее развитие законодательства о занятости также будет строиться на принципах социального партнерства.
Также особое внимание профсоюзов уделено обсуждению проекта постановления Правительства РФ о внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Выступивший по этой проблеме председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук указал на то, что проектом постановления предусматривается снижение показателей потенциального вреда (ПВ) по ряду видов экономической деятельности. Показатель ПВ рассчитывается исходя из количества пострадавших при легких, тяжелых и смертельных несчастных случаях на производстве. Это основной показатель при установлении категории риска и установления периодичности плановых контрольных мероприятий. По мнению профсоюзов, недопустимо положение дел, когда данные Роструда и Социального фонда о смертельном травматизме (в частности за 2022 год) в 1,5 раза выше, чем данные Росстата.
Кроме того, И.Мохначук отметил существенное сокращение права государственных инспекторов труда в связи с принятием закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
При этом профсоюзная сторона обратила внимание социальных партнеров на использование Минтрудом России при подготовке данного проекта неполных данных Росстата о смертельном травматизме на производстве. А также предложила дополнить проект решения РТК пунктом следующего содержания:
«Сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, предлагает Минтруду провести работу по созданию единой системы учета несчастных случаев на производстве».
Состоялся обмен мнениями сторон и при обсуждении проекта постановления Правительства РФ, касающегося субсидирования заработной платы при трудоустройстве инвалидов из бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ. В результате - стороны в основном согласились с проектом, в соответствии с которым:
- при трудоустройстве инвалидов к любому работодателю сверх установленной квоты будет предоставляться частичная компенсация затрат на выплату заработной платы: от 1 до 2 МРОТ через месяц, 3 месяца и 6 месяцев после трудоустройства инвалида;
- предпринимателям-инвалидам и организациям, созданным инвалидами (обществами инвалидов) при трудоустройстве инвалидов будет предоставляться повышенная частичная компенсация затрат на выплату заработной платы: от 1 до 3 МРОТ через месяц, 3 месяца и 6 месяцев после трудоустройства.
Члены комиссии решили без обсуждения согласовать ряд проектов законодательных актов, учитывая их достаточную проработку в рабочих группах РТК.
См. подробнее: https://fnpr.ru/events/novosti-fnpr/v-rtk-obsudili-proekt-zakona-o-zanyatosti-naseleniya-v-rossiyskoy-federatsii-.html