Обсуждались проекты по вопросам применения законодательства о занятости населения, проведения спецоценки условий труда, внесения изменений в Трудовой кодекс РФ, работы региональных трехсторонних комиссий и ряд других проектов.
Несколько рассмотренных Комиссией проектов были разработаны в целях реализации Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ, основные положения которого вступили в силу с 1 января 2024 года. А именно, в том числе:
-с 2024 г. полномочие по утверждению порядка исчисления среднего заработка для определения пособия по безработице передано от Правительства РФ Минтруду России;
-утвержден порядок выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов, которым предполагается возможность (помимо прямого трудоустройства инвалида) заключения соглашения о трудоустройстве инвалидов со сторонней организацией. При этом работодатель возмещает этой организации затраты на заработную плату (не ниже МРОТ + районный коэффициент+начисления) и оборудование рабочего места. При любом порядке исполнения квоты обязательным является наличие трудового договора с инвалидом.
Проект о межведомственных комиссиях субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости вызвал серьезные вопросы профсоюзной стороны из-за недостаточной проработки ряда законодательных положений.
При рассмотрении вопроса о ситуации на рынке труда Координатор профсоюзной стороны, Председатель ФНПР Михаил Шмаков обратил внимание на то, что в информации Минтруда России отсутствуют данные об уровне безработицы по методологии МОТ и сальдо заключенных/расторгнутых трудовых договоров (в т.ч. по субъектам РФ).
Несколько плановых вопросов повестки заседания РТК, проработанных и согласованных рабочими группами комиссии, были приняты без обсуждения.
В частности, проект федерального закона о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ согласуется с постановлением Конституционного Суда РФ от 19.12.2023 № 59-П по делу о проверке конституционности абзаца восьмого части второй статьи 59 ТК РФ в связи с жалобой гражданки Е.А. Сельковой. Речь идет о недопущении произвольного применения различных подходов к решению вопроса о возможности заключения срочного трудового договора с руководителем структурного подразделения организации.
О деятельности региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений рассказали представители Оренбургской области и Забайкальского края.
Профсоюзная сторона отметила достаточно активную работу трехсторонних комиссий этих регионов. При этом указала:
-по Оренбургской области – на необходимость принятия регионального соглашения о минимальной заработной плате, а также порядка присоединения работодателей к региональному соглашению. При этом было обращено внимание на низкий показатель (45,1% по состоянию на 31.12.2022) охвата работников коллективными договорами и соглашениями;
-по Забайкальскому краю – на отсутствие соглашения о минимальной заработной плате и еще более низкий охват работников (37,8% по состоянию на 31.12.2022) коллективными договорами и соглашениями.
Также по итогам обсуждения проблемы технических сбоев в работе информационной системы Минтруда России по охране труда, содержащей информацию об условиях труда и проверке знаний по охране труда, М.Шмаков призвал к дублированию цифровых данных системы «бумажным протоколированием», отметив, что профсоюзы всегда настаивали на том, что документ должен быть на бумаге с живой подписью работника. Он предложил пересмотреть нормативные акты, касающиеся работы информационных систем, и предоставить профсоюзам доступ к информационным системам.
По высказанным в ходе заседания предложениям и вопросам профсоюзов Координатором РТК Татьяной Голиковой были даны необходимые разъяснения и поручения.