Профсоюзную сторону комиссии представляла заместитель Председателя ФНПР Нина Кузьмина.
Среди 15 плановых вопросов наиболее острыми были вопросы об основных параметрах прогноза социально-экономического развития России на 2024 год и плановый период 2025, 2026 годов и о федеральном бюджете на эти годы.
В прогнозе по сравнению со сценарными условиями апреля 2023 года скорректирован ряд ключевых макропараметров с учётом более высокого уровня мировых цен на нефть, ослабления рубля, низкого уровня безработицы (на 2024-2026 гг. оценка снижена с 3,5 до 3,1% в год) и роста реальных доходов населения, ускоренным ростом инвестиционной активности, опережающим ростом выпуска в обрабатывающей промышленности. Улучшены оценки роста ВВП и ряда его компонентов на 2023 и 2024 годы. Оценки накопленного роста ВВП за 2023–2026 годы выросли с 8,8 до почти 10%.
Нина Кузьмина обратила внимание социальных партнеров на прогнозируемое снижение доли оплаты труда в ВВП. В части федерального бюджета – на продолжающийся из раза в раз перекос в сторону недооценки размеров оплаты труда работников, а также на необходимость встраивания социальных партнеров в процесс подготовки бюджета на более ранних стадиях.
Профсоюзная сторона в основном согласилась с проектами федеральных законов о бюджете Фонда пенсионного и социального страхования РФ на 2024-2026 годы и бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на эти годы. При этом вновь был поднят вопрос о конкретных сроках решения насущной проблемы индексации пенсий работающих пенсионеров.
Было согласовано несколько проектов законодательных актов, предусматривающих:
- внесение изменений в госпрограмму «Содействие занятости населения». Предлагается дополнить текст программы целевым показателем – количество зарегистрированных групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом. При этом цели, задачи, показатели и структура Программы не изменяются;
- в рамках мероприятий по профобучению и дополнительному профобразованию отдельных категорий граждан в рамках Национального проекта «Демография» предусматривается увеличить численность участников мероприятий на 2023 год на 41 тыс. человек (до 180 тыс. человек). В 2023 году уже выделены дополнительные средства (2,4 млрд. рублей) на эти цели. В настоящее время направлено на обучение более 100 тыс. человек. Увеличение спроса на обучение прогнозируется в новых субъектах РФ, среди участников СВО и членов их семей;
- внесение изменений в статью 135 Трудового кодекса РФ. Вводятся следующие нормы.
Начисление стимулирующих выплат не может зависеть от наличия у работника неснятого дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание может однократно учитываться при начислении премий за период, когда к работнику применено данное взыскание.
Снижение размера премий в связи с дисциплинарным взысканием не может привести к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20%;
- внесение изменений в статью 152 Трудового кодекса РФ. Предлагается закрепить норму, согласно которой сверхурочная работа оплачивается в повышенном размере исходя из всей заработной платы, включая компенсационные и стимулирующие выплаты;
- по вопросам назначения и выплаты пенсий. На 2024-2026 годы сохраняются условия установления и размеры тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, действовавших в 2023 году (32 страховых тарифа).
Также сохраняется льгота для организаций любых организационно-правовых форм, использующих труд инвалидов – 60% от установленных размеров страховых тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных инвалидов I, II, III групп;
- в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ предполагается увеличение (индексация) выплат адвокатам, участвующим в уголовном деле по назначению дознавателя, следователя или суда, с 1 октября 2023 года, как это предусмотрено для индексации денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих и заработной платы работников организаций бюджетной сферы;
- по требованиям к летному составу гражданской авиации. Определяется порядок проверки работодателем отсутствия нежелательного авиационного персонала, имея в виду причастность к экстремистской деятельности или терроризму, а также неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления. По предложению Профсоюза летного состава России проект будет дополнен положением о том, что локальный нормативный акт по результатам проверки должен приниматься с учетом мнения представительного органа работников.