– Минэнерго подготовило большую программу по энергетике, в том числе с разделом, касающимся угольной отрасли. Мы участвовали в разработке программы. В феврале Росуглепроф провел пленум, и мы решили от имени наших профорганизаций обратиться к работодателям угольных компаний с предложением разработать мероприятия по сохранению шахт и выходу из кризиса. Такие меры у нас разрабатываются на отдельных предприятиях: с учетом непростой финансовой ситуации и по согласованию с профсоюзом работодатели приостанавливают выплаты льгот по тарифному соглашению через колдоговор, идут на отсрочку компенсаций. Но даже с учетом антикризисных мероприятий на предприятиях выйти за рамки возможного у нас не получается. Угольные предприятия работают в субъектах РФ, внутри российской экономики, и связаны со смежными отраслями, чье состояние напрямую сказывается на их работе.
На стратегической сессии я обратился к премьер-министру с предложением создать межведомственную комиссию правительства РФ для решения проблем угледобывающих компаний там, где требуется вмешательство правительства, его поддержка и помощь. 16 апреля мы провели пленум профсоюза угольщиков, в том числе на эту тему, с перспективой обратиться к правительству для создания подобной комиссии. Опыт работы такой структуры у нас есть. Когда в 1990-е годы в России массово закрывались угольные предприятия, была создана подобная комиссия. И она себя оправдала - мы всегда находили выход из сложных ситуаций. Надеюсь, найдем и в этот раз.
- Какие меры вы предлагаете, опираясь на опыт комиссии 1990-х?
- Первое - возврат к льготным тарифам на перевозку угля на большие расстояния с учетом объемов перевозки. Что получилось в данном случае? У нас завершились долгосрочные контракты за первый квартал, уголь на складах начал накапливаться. Других контрактов на вывоз угля нет, РЖД преференции по вывозке угля нам не предоставляют. К этому добавилось увеличение тарифов за прогон порожних вагонов. Все это в целом привело к ситуации, когда сегодня на железной дороге в среднем в сутки на колесах находится около 150 тысяч порожних вагонов. РЖД ничего не везет, дохода не получает, терпит убытки. Нам льготы не дает, мы ничего не грузим, терпим убытки. Региональные и муниципальные бюджеты тоже теряют доход.
Скажем, Кемеровская область за прошлый год недополучила около 43 млрд рублей в бюджет, а за два месяца этого года – более 8 млрд. То есть средства недополучил региональный фонд зарплат бюджетников – учителей, медиков, работников культуры. И, естественно, восполнение этих лакун ляжет на плечи федерального бюджета. Так межведомственная несогласованность – решение которой, мы полагаем, надо найти усилиями межведомственной комиссии – приводит к тому, что мы теряем в доходах, энергетики теряют, теряют и другие отрасли, связанные с угольной, – металлургия, строительство. А в итоге – теряют регионы и государство. Поэтому, нам думается, необходимо найти в таких условиях разумный компромисс.
См. подробнее: https://www.solidarnost.org/articles/razrez-po-zhivomu.html