— Какие тенденции будут определять развитие тарифного регулирования в электроэнергетике в перспективе?
— На горизонте 5–7 лет нас ждут цифровые реформы, которые повлияют на тарифное регулирование. Правительство РФ уже проводит цифровизацию государственного управления и экономики. Такой же реформе подвергнется и государственное тарифное регулирование, когда оно станет не государственной услугой, а цифровым сервисом для компаний по установлению тарифов, и мы увидим совершенно другой формат взаимодействия компаний, государства и потребителей.
Мы работаем сейчас над концепцией новой целевой модели государственного тарифного регулирования. Она позволит исключить бюрократизацию, субъективность принятия решений и уйти в формат унификации и стандартизации соответствующих процессов. Уже сейчас у нас есть пилоты, которые позволят нам оценить первые шаги по внедрению «цифры»…
— Какие новые решения в сфере тарифного регулирования ожидаются в 2021 году?
— Первый блок решений касается завершения работы над моделями долгосрочного тарифного регулирования в электроэнергетике.
Федеральным законом от 02.08.2019 ФЗ №300 установлено, что долгосрочными станут все тарифы на услуги по передаче электрической энергии с 2023 года. До недавнего времени тарифы сетевых организаций определялись на год, но теперь минимальный срок первородных новых тарифов должен быть пять лет. Это серьезное изменение, которое затронет весь электросетевой блок отрасли.
Кроме того, другая естественная монополия — Системный оператор (АО «СО ЕЭС») может быть в обозримом будущем переведена на долгосрочное регулирование (сначала на три года, а затем на пять лет). Правильно настроенное долгосрочное регулирование позволяет определять параметры эффективности компании, к которым нужно стремиться, а также стимулирует к снижению издержек и к внедрению более современных способов управления компаниями.
Второй блок — эталоны, более прозрачный и ясный механизм тарифообразования, исключающий субъективный подход в регулировании и создающий мотивацию у менеджмента организации оптимизировать ее деятельность. Эталоны необходимо внедрить в электросетевом комплексе, потенциально они применимы к более чем 1700 сетевым организациям.
Третий блок решений касается внедрения регуляторных соглашений. Они, по нашему мнению, дадут импульс для развития отрасли, эта опция была введена вышеупомянутым Федеральным законом от 02.08.2019 №300-ФЗ. Проект постановления Правительства РФ, которое описывает типовое регуляторное соглашение, порядок его заключения и основные параметры, которые должны быть в нем прописаны, уже готов. В текущей версии документа такие соглашения будут возможны к заключению региональным регулятором как с крупными, так и с более мелкими сетевыми компаниями. Соглашения становятся легитимными только после согласования со стороны ФАС России.
Отдельно четвертым блоком я выделю комплекс мер по повышению эффективности электросетевого комплекса.
Первая мера — это решение вопросов перекрестного субсидирования, связанных с его сдерживанием, снижением и грамотным управлением…
Вторая мера — снижение потерь в электрических сетях. Возможность экономии от снижения потерь является одновременно источником для новых инвестиций и фактором сдерживания роста тарифов сетевых организаций.
Третья мера — повышение отдачи электросетевого оборудования, преодоление тренда его старения. Соответствующие показатели обязательно должны быть внедрены в электросетевом комплексе, ведь сети должны следить за обновлением фондов и повышением эффективности их отдачи.
Отдельными блоками я поставлю новые направления: рассмотрение вопроса о целевой амортизации при тарифном регулировании; учет средств инвестиционной программы сетевых организаций по факту реализации соответствующих мероприятий (по аналогии с ДПМ).
См. подробнее: http://www.elprof.ru/about/info/news/4366/