Проектом закона предполагается определить миссию педагогического работника; установить статус, аналогичный статусу государственного служащего; среднюю зарплату не ниже средней заработной платы госслужащего по стране и аналогичное право на медицинское обслуживание. Также, по словам депутата, документом будут определены права и обязанности учителя, меры по его защите. Инициативу «Учительской газете» прокомментировал заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко:
— С начала года это не первая депутатская инициатива о разработке закона по повышению статуса педагогов. В Год педагога и наставника появление таких инициатив вполне ожидаемо.
Что касается придания педагогическим работникам статуса государственных служащих (кстати, к педагогам относятся не только учителя, но и преподаватели вузов, и воспитатели дошкольных образовательных организаций), то идея не нова. В конце 90-х — начале 2000-х такие предложения звучали от Совета Федерации Российской Федерации, но в закон не оформились. Почему? Главная причина, наверное, в том, что статус госслужащего почётен, но связан со многими юридическими ограничениями. Если простые работники могут активно защищать свои трудовые права не только в суде, но и с помощью коллективных действий, акций, то госслужащие в этом сильно ограничены. У них по сути есть только одна возможность — обращение в суд. Другие возможности закрыты действующим законодательством. И педагоги в случае приравнивания их к госслужащим потеряют эти возможности, что вызывает серьёзную озабоченность.
Если говорить о зарплате, возникает вопрос, к какой категории госслужащих предлагается приравнять педагогов? У нас их три вида — федеральные, региональные (на уровне субъектов) и муниципальные служащие. У всех трёх категорий уровень оплаты труда разный, а социальный пакет напрямую зависит от уровня бюджета. Основная часть педагогов работает на муниципальном уровне. Надо приравнять их к муниципальным служащим? Здесь нужно понять, каков уровень зарплат муниципальных служащих. Они действительно имеют достойный уровень оплаты труда? И самое главное — как будет обеспечен этот уровень, если даже инициативы по приравниванию ставки учителя за 18 часов к минимальному размеру оплаты труда отвергаются, поскольку нет достаточного финансирования. Ситуация, извините, парадоксальная: у нас ставка учителя ниже прожиточного минимума, установленного в Российской Федерации. Может, стоит вначале этот вопрос решить?
Что касается защиты чести и достоинства педагогов, Профсоюз неоднократно выходил с инициативой по усилению ответственности, в том числе административной, например, за оскорбление учителей родителями. Госдума России предыдущего созыва не поддержала нашу инициативу, но будем надеяться, что в этом году наконец-то будет принят конкретный федеральный законопроект, в обсуждении которого мы обязательно примем активное участие. Надеемся, что Минпросвещения России и депутаты внимательно отнесутся к нашим предложениям.