Общественное доверие — ценный ресурс для общества и его развития. Оно способствует созданию стабильных связей, благодаря которым люди сотрудничают, обмениваются идеями и решают проблемы сообща. В то, что доверять можно большинству людей, верит каждый четвертый россиянин (25%, 2018 г. — 23%), а большинство — семь из десяти — склонны соблюдать осторожность во взаимоотношениях с другими (71%, 2018 г. — 74%). За пять лет показатели практически не изменились.
Основным дифференцирующим фактором доверия является материальное благосостояние: люди с высоким уровнем дохода доверяют другим в два раза чаще граждан с плохим материальным положением (33% vs. 17%).
Среди возрастных групп наиболее осторожной во взаимодействии с другим стала молодежь до 25 лет (81% vs. 71% среди всех россиян).
И хотя большинство наших сограждан стараются быть осторожными в общении с другими, почти половина верит в честность людей. Другие люди не стали бы их обманывать, если бы им представилась такая возможность, — сегодня так думают 48% (+7 п.п. к 2018 г.). По мнению каждого третьего, в такой ситуации точно стоит ждать обмана от других (31%, −11 п.п. к 2018 г.). С 2018 г. мы стали больше верить в честность окружающих.
Чаще «готовы к обману» со стороны окружающих мужчины (33% vs. 28% женщин), 25-34-летние (39%), граждане, с образованием ниже высшего или неполным высшим (36-39%), с плохим материальным положением (42%), жители села (37%).
Чаще верят в честность других женщины (52% vs. 43% мужчин), молодежь до 25 лет (54%), россияне с высшим и незаконченным высшим образованием (59%), с хорошим материальным положением (63%) и столичные жители (54%).
Помогая другим, мы учимся понимать чужие потребности и эмоции. Это способствует формированию социальной солидарности, эмпатии, справедливого общества. Около трети россиян отмечают, что люди чаще всего стремятся быть полезными другим (31%, +6 п.п. к 2018 г.). Чаще так думают граждане старшего возраста (37% в группе старше 60 лет), россияне с хорошим материальным положением (41%) и жители Северо-Западного округа (41%).
Однако значительная часть опрошенных говорят, что другие люди склонны думать только о себе (52%, −13 п.п. к 2018 г.). В группе с низким уровнем дохода показатель достигает 66%.
См. подробнее: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/v-poiskakh-doverija