Вопросы касались состояния остановок, обновления парка автобусов, соблюдения расписания движения. Опрос был призван отследить выполнение транспортной реформы в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Согласно результатам, по пятибалльной шкале 67% опрошенных оценили состояние остановок на «3» и ниже. «4» поставили 22% респондентов, высший балл – 9%, еще 2% затруднились ответить. Люди высказывали свое мнение о наличии павильона, мест для сидения, урн, информационных табличек.
53% считают, что транспортный парк устарел и пора менять старые автобусы, троллейбусы и трамваи на новые. При этом 14% респондентов считают, что обновление общественного транспорта идет на «5» — он новый и удобный. Еще 23% поставили оценку «4», а 57% респондентов — «3» и ниже (28% – «3», 13% – «2» и 16% – «1», т. е. участники опроса считают, что транспорт критически изношен).
Опрошенным мешают и другие важные проблемы в работе транспорта: несоблюдение расписания движения (40%), систематическое отсутствие общественного транспорта по расписанию в позднее время (33%) и его постоянная загруженность (65%).
Эксперты также считают, что большинство общественного транспорта, используемого в России, уже превысило нормативный срок эксплуатации. Средний возраст автобусов в 2023 году составлял 17 лет. В прошлом году Правительство РФ выделило регионам 50 млрд рублей, за счет которых 73 субъекта в 2024 году получили около 6 тыс. новых автобусов. До 2028 года в регионы планируется поставить еще около 13 тыс. транспортных средств.
Причину срывов расписания эксперты видят в нехватке водителей. Дефицит кадров приводит к переработкам, а закупаемые новые автобусы просто некому водить. Модернизация транспортного парка должна с первых дней сопровождаться программой подготовки соответствующих кадров, справедливо замечают специалисты. При этом к 2025 году упадет доля мигрантов, которым разрешено работать на общественном транспорте. Такие намерения высказали в 11 регионах страны.
Развитие системы общественного транспорта идет по регионам неравномерно. И если в Москве и Санкт-Петербурге все хорошо — жители столиц больше всех довольны транспортными услугами, то жители других территорий сталкиваются с проблемами в работе транспорта, — например, долгим ожиданием или отсутствием навесов на остановках.
Регионами за пределами столиц, где общественный транспорт развивается хорошо, стали Пермь и Новокузнецк. В 2021–2022 годах компании-перевозчики в этих двух городах перешли на фиксированную оплату с гарантированным возмещением расходов от городского правительства.
Чтобы улучшить работу общественного транспорта в России эксперты предлагают: повысить квалификацию муниципальных и региональных чиновников в области транспортного законодательства и исключить случаи аффилированности компаний-перевозчиков с местными чиновниками.
См.: https://www.solidarnost.org/news/rossiyane-hoteli-by-uluchshit-obschestvennyy-transport.html