Как показывают результаты опроса, образ ученого по сравнению с инженером остается более персонифицированным. В целом россиянам 18-55 лет при упоминании данной профессии приходит на ум 13 известных персон из мира науки (и только один инженер). Чаще всего в ответах фигурируют такие личности как Дмитрий Менделеев (12%, 2023 г. – 8%), Альберт Эйнштейн (11%, 2023 г. – 10%) и Михаил Ломоносов (8%, 2023 г. – 4%).
Обе профессии в представлении россиян скорее мужские. Образованность и ум – то немногое, что объединяет ученого и инженера, по мнению россиян (20% и 16% соответственно). Более половины опрошенных с разной степенью уверенности могут назвать обе профессии престижными. При этом профессию инженера таковой считают чаще, чем профессию ученого – 72% и 61% соответственно. Наиболее престижной профессия инженера видится российской молодежи 18-24 лет (82%), наименее престижной – представителям старшей когорты (63% в группе 45-55-летних).
Эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ зафиксировали почти трехкратный рост спроса на высококвалифицированных инженеров, - с 29,9 тыс. человек в 2010 г. до 79,8 тыс. человек в 2022 г.
Как показывает исследование ВЦИОМ, шесть из десяти россиян придерживаются мнения, что ученых и инженеров в нашей стране скорее и совсем недостаточно (61%). Они приводят следующие аргументы в поддержку своей точки зрения: многие уехали за границу (15%), низкие темпы прогресса (14%) и низкая зарплата таких специалистов (13%), люди делают выбор в пользу других профессий (11%), в частности отмечается непрестижность и невостребованность ученых и инженеров (8%).
Можно выделить следующие группы мер, способствующие, по мнению россиян, привлечению научных и инженерных кадров: 1) материальная поддержка (рост заработной платы – 40%, социальная поддержка/ льготы/ пособия – 10%, рост финансирования науки в целом – 10%, решение жилищных проблем ученых – 6% и грантовая поддержка научных сотрудников – 2%); 2) повышение качества подготовки специалистов (доступность образования/реформы в образовании/ материально-техническое оснащение учебных заведений всех уровней – 19%, повышение уровня преподавания – 7%); 3) просветительская деятельность (агитация населения/ озвучивать достижения российской науки/ информация об ученых в СМИ – 17%, заинтересовать население – 8%, проводить профориентацию/ вести отбор кадров с юных лет – 3%). Еще 9% считают, что необходимо создавать больше рабочих мест, 5% - создавать комфортные материально-технические условия труда.
См. подробнее: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obraz-uchenogo-i-inzhenera-monitoring