Ответы россиян на вопрос о том, какие ценности являются традиционными для нашей страны, можно сгруппировать следующим образом:
-
Семья (45%) – крепкая семья, союз мужчины и женщины, вклад в воспитание детей и уважение к старшим.
-
-
Патриотизм (23%) – любовь к стране, осознание единства народов России, уважение к исторической памяти, готовность служить Отечеству.
-
-
Гуманность (17%) – взаимопомощь и взаимоуважение, человеколюбие, нравственность, справедливость и дружелюбие.
-
-
Национальная культура и религия (16%) – русская культура, искусство, национальные праздники, а также религия, духовность и православие.
В целом, перечисленные ценности отражают основные аспекты российской идентичности и тесно связаны с историей и культурой России.
Достичь баланса между традиционными ценностями и современностью не всегда просто. С одной стороны, традиционные ценности укоренены в наших этических, нравственных и социальных убеждениях. С другой, современный мир постоянно бросает нам вызовы, предлагая пересмотреть привычные идеалы и ориентиры. Как показал опрос ВЦИОМ, наши сограждане в большинстве случаев предпочтут следовать традиционным духовным принципам, даже если они противоречат современной реальности – 65% (2020 г. – 63%). Выбирают путь современности 25%, каждый четвертый (-5 п.п. к 2020 г.). С тезисом о том, что не стоит слишком держаться за традиционные ценности: жизнь не стоит на месте, и те, кто не в ладах с современностью, с духом времени, всегда будут в проигрыше, соглашаются треть россиян (34%, -11 п.п. к 2020 г.). Но большая часть не согласны с этим (54%, +5 п.п. к 2020 г.).
Большая часть россиян убеждены – важно сохранять традиционные семейные ценности, культуру материнства и отцовства, поддерживать многодетность (77%). Эту точку зрения в равной степени разделяют мужчины и женщины (по 77%), но чаще россияне, у которых, по-видимому, уже есть собственная семья и дети (35-44 лет – 77%, старше 45 лет – 85%).
Не стоит держаться за традиционные семейные ценности, они меняются со временем – так думают 16% россиян, в основном – это молодежь (42% в группе до 25 лет и 26% среди 25-34-летних).
См. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tradicii-v-ehpokhu-peremen