Майские праздники — сложившаяся традиция «взять паузу» и отдохнуть. В этом году для россиян не предусмотрены длинные майские каникулы, но это не сильно отразилось на планируемом отдыхе. Более половины опрошенных сообщили, что собираются на майских праздниках остаться дома, — 56%.
Дача и приусадебный участок — второе по популярности место проведения майских каникул, туда планирует поехать каждый третий россиянин (35%).
Проведение майских праздников в поездках по стране или за рубеж остается непопулярным среди наших сограждан. Ответили, что планируют отправиться в другой регион, 9% россиян.
Формат проведения майских праздников определяется преимущественно тремя ключевыми факторами — возрастом, финансовым положением и территорией проживания. Чем старше россияне, тем чаще они выбирают дачу и огород: если среди молодежи 18-24 лет показатель составляет 30%, то в группе старше 60 лет таковых уже 42%. Самых молодых и самых возрастных россиян объединяет то, что они чаще других остаются на праздники дома (62% и 60%), тогда как граждане активного трудоспособного возраста чаще отмечают варианты выезда в другой регион или страну (в общей сложности 19% в группе 25-44 лет vs. 13% среди 18-24-летних и 7% в группе 60+).
Россияне с хорошим материальным положением в 1,4 раза чаще говорят о намерении провести майские праздники на даче, чем те, кто характеризует материальное положение как плохое (35% vs. 26%). Последние в свою очередь преимущественно остаются дома — 63%. Финансовая уверенность позволяет и чаще выезжать за пределы своего региона — 12% (vs. 6% среди аудитории с плохим материальным положением).
Еще один фактор — урбанизированность: чем меньше населенный пункт, тем чаще люди проводят майские дома (72% на селе vs. 35% среди жителей обеих столиц). Соответственно, жители Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников чаще выезжают на дачу (43-46% vs. 21% среди сельчан) или отправляются в другие регионы (16% vs. 7%).
Типичный майский домосед — женщина (59% vs. 53% мужчин), 18-24 лет или старше 60 лет (62% и 60%), с неполным средним или средним образованием (61% и 67%), житель села (74%), характеризующий материальное положение семьи как плохое (63%), предпочитает телевидение в качестве источника информации (62%). Домоседов больше среди неработающих пенсионеров (64%), неработающих учащихся (71%) и безработных (75%).
Типичный майский дачник — мужчина и женщина в равной степени (по 35%), старше 60 лет (42%), с высшим образованием (40%), неработающие и работающие пенсионеры (39% и 45%), житель одной из столиц или города-миллионника (43% и 46% соответственно).
Типичные майские путешественники по России — мужчины и женщины (8% и 10%), чаще активного трудоспособного возраста 25-59 лет (10-13% vs. 8% среди 18-24-летних и 5% в группе 60+), максимум в возрасте 35-44 лет (13%), с высшим образованием (11%) и хорошим материальным положением (12% vs. 6% в группе с плохим материальным положением), жители Москвы, Санкт-Петербурга, городов-миллионников (12%) и городов с численностью населения 100-500 тыс. человек (13%), предпочитающие интернет (11% vs. 5% среди телезрителей).
Каждый пятый намерен в эти дни работать (21%), труд опережает даже семью, уделить внимание которой планируют 12%. Работать собираются в основном россияне 18-44 лет (30%-29% соответственно vs. 6% в группе старше 60 лет), а семью чаще других называют 25-34-летние — 17%. Пассивный отдых и сон предпочитают 11%, еще 9% будут заниматься домашними делами. Запланировали посетить праздничные мероприятия к 9 Мая 4% наших сограждан.
Типичный майский трудящийся — это мужчина (24% vs. 18% женщин), 18-34 или 35-44 лет (30% и 29% соответственно), с неполным средним образованием (33% vs. 19% среди аудитории с высшим образованием), предпочитающий интернет в качестве источника информации (31%).
Средняя сумма, которую россияне планируют потратить в майские праздники на одного отдыхающего члена семьи, составила 18 356 руб., в сравнении с 2021 г. сумма ниже на 1 256 руб.
См. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/maiskie-plany-rossijan-2023