Комментарий Правового департамента ФНПР.
Признание действующих норм не соответствующими Конституции РФ определяет обязанность законодателя внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование. В данном случае должен быть определен новый конкретный порядок определения размера повышенной оплаты сверхурочной работы.
Важно, что на период до внесения соответствующих изменений Конституционный Суд РФ ввел временный порядок правоприменения.
Оплата труда привлеченного к сверхурочной работе работника, заработная плата которого – помимо тарифной ставки или оклада (должностного оклада) – включает компенсационные и стимулирующие выплаты, должна производиться следующим образом:
- время, отработанное в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени, оплачивается из расчета тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех дополнительных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, причем работнику должна быть гарантирована заработная плата в размере не ниже минимального размера оплаты труда без учета дополнительных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;
- время, отработанное сверхурочно, оплачивается сверх заработной платы, начисленной работнику за работу в пределах установленной для него продолжительности рабочего времени, - из расчета полуторной (за первые два часа) либо двойной (за последующие часы) тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, на одинарную тарифную ставку или одинарный оклад (должностной оклад).
Согласно прямому указанию Конституционного Суда РФ временный порядок не дает оснований для одностороннего отказа работодателя от условий коллективных договоров, локальных нормативных актов и трудовых договоров, которые предусматривают более высокую оплату сверхурочной работы. Работодатель также не может отменить уже действующие более выгодные правила оплаты сверхурочной работы в конкретной организации.