Еще несколько десятилетий назад бумажная газета или журнал были неотъемлемой частью жизни общества. Развитие цифровых технологий внесло заметные коррективы: развиваются онлайн-форматы, мобильные приложения, новостные агрегаторы.
Сегодня регулярно читают бумажную прессу 14% россиян, еще 21% сообщили, что читали их ранее, но перестали. Больше половины отметили, что не читали ранее и не читают сейчас (63%). В то же время есть группа россиян, для которых бумажная пресса остается важным источником информации: это граждане старше 60 лет, они читают газеты и журналы в два раза чаще, чем россияне в целом (26%), то есть каждый четвертый в этой возрастной группе. Показатель заметно выше также среди жителей села (20%) и активных телезрителей (33%, или каждый третий).
Максимальная доля читающих газеты и журналы — в Уральском федеральном округе (20% vs. 10-11% в Дальневосточном, Южном и Северо-Кавказском округах).
В рейтинге газет, которые регулярно читают россияне, первое место занимает местная или районная газета, ее читает каждый третий в этой группе (30%). При этом на селе и в небольших населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. чел. показатель выше — 39-40%. Можно предположить, что горожане, молодые россияне, граждане трудоспособного возраста получают новости о ситуации по месту жительства из интернета и социальных сетей, а в старшей группе и на селе традиционные способы пока сохраняют свою роль в информировании. В числе других газет, которые называли читающие россияне, «Комсомольская правда» — 12% и «Аргументы и факты» — 10%.
Иерархию причин, по которым граждане перестают читать газеты (21%), возглавляет замещение прессы электронным форматом: так считает каждый третий в этой группе (29%). Вторая причина — рост стоимости изданий (18%). Замыкает тройку вариант «газету или журнал перестали выпускать» (11%).
За последние восемь лет процент россиян, которые предпочтут прочесть интересную для них статью в электронном формате, а не в печатном, вырос в 1,8 раза. Если в 2014 г. предпочтение «цифре» отдавали 34%, то в 2022 г. — 62%. Одновременно сократился процент предпочитающих бумажную версию — с 51% в 2014 г. до 32% в этом году. Печатная версия остается привлекательной для граждан старше 60 лет (57% vs. 11% и 12% среди 18-24-летних и 25-34-летних соответственно), сельчан (44% vs. 22% и 20% среди жителей обеих столиц и городов-миллионников), активных телезрителей (76%) и жителей Дальневосточного округа (44%).
Среди тех, кто регулярно читает бумажную прессу, прочесть интересную статью в бумажном формате предпочтут 80%, это в 4 раза больше в сравнении с теми, кто совсем не читает бумажной периодики (20%).
В то же время даже среди аудитории, не читающей регулярно газет и журналов в бумажном формате, каждый пятый выбрал бы именно бумагу, чтобы ознакомиться с интересной ему статьей (20%).
См. подробнее: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pressa-kotoruju-my-ne-poterjali