По имеющимся данным, чуть больше половины наших сограждан принимали участие в мероприятиях по уборке, озеленению и благоустройству территорий за последние год-два (56%), что на 12 п.п. меньше в сравнении с 2019 г. Доля россиян, у которых такой опыт отсутствует, соответственно, выросла за рассматриваемый период с 31% до 43%.
На фоне снижения общей вовлеченности в мероприятия по благоустройству территорий несколько ослабла готовность россиян участвовать и в предстоящем весеннем субботнике. Если пять лет назад в нем планировали принять участие 63%, то сегодня — 57%. Среди тех, кто уже был на подобных мероприятиях за последние год-два, эта доля достигает 78%. Не планируют весеннее благоустройство 34% наших сограждан.
Активных участников субботников (принимали участие в последние годы и планируют это сделать весной) в общей сложности насчитывается 44%.
Жители Москвы и Санкт-Петербурга подобные мероприятия предпочитают игнорировать: 81% не были на субботниках и не собираются принимать них участие.
В последние годы субботник стал рассматриваться как элемент корпоративной культуры, общественно полезная разновидность тимбилдинга. В ходе опроса 55% работающих россиян ответили, что в их компании проводятся такие мероприятия: каждый второй принимает в них участие (49%), 6% — не принимают. Чаще всего о своем участии в корпоративных субботниках говорят работники бюджетных организаций — 73% (vs. 46% среди работников коммерческих структур).
Несмотря на снижение вовлеченности в подобного рода мероприятия, в российском обществе по-прежнему доминирует мнение, что субботники необходимы и в них должны участвовать обычные граждане (77%, 2019 г. — 78%). Чаще эту точку зрения разделяют женщины (81% vs. 72% мужчин), а также категории граждан, которые сами активно участвуют в субботниках — россияне 35+ лет (35-44 лет — 78%, 45-59 лет — 81%, 60+ лет — 84%), «бюджетники» (86%), жители сел и городов с населением до 100 тыс. человек (88% и 84% соответственно).
Еще 17% убеждены, что в подобных мероприятиях нет надобности, поскольку чистота и порядок — забота коммунальных служб (2019 г. — 19%). Сторонников этой позиции больше среди молодежи (18-24 лет — 28%, 25-34 лет — 30%), а также жителей обеих столиц и городов-миллионников (39% и 26% соответственно).
См. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/poidem-na-subbotnik