Речь шла о ситуации в угольной отрасли Кузбасса. Снижение объёма угледобычи, обусловленное объективными причинами, затрагивает интересы как работодателей, так и работников угольных предприятий, негативно влияет на наполнение областного бюджета. В этих условиях профсоюзным лидерам необходимо объяснять сложившуюся ситуацию в трудовых коллективах вести совместную с социальными партнёрами работу, направленную на улучшение ситуации.
Олег Токарев рассказал, что на государственном балансе запасов Кузнецкого угольного бассейна учтено запасов каменных углей на – 67,4 млрд. тонн. А оценочные запасы угля в регионе составляют более 300 млрд. тонн.
В Кузбассе 151 угольное предприятие, в том числе: 39 шахт; 55 разрезов; 57 обогатительных фабрик и установок. В регионе добывается более 50% добычи от всего российского угля и 65% коксующих марок угля.
С 2018 года добыча угля снижается:
2018 – 255,3 млн тонн,
2021 – 243,1 млн тонн,
2023 – 214,3 млн тонн.
Основные факторы, влияющие на развитие угольной промышленности Кузбасса:
- высокая зависимость от объема экспортного угля и конъектуры мировых угольных рынков;
- высокий уровень транспортных расходов (тариф РЖД, ставка за аренду вагонов, перевалка в портах, фрахт);
- низкая пропускная способность сети ОАО «РЖД»;
- зависимость от импорта зарубежного технологического оборудования;
- действие экспортной пошлины на уголь;
- сложности взаиморасчетов через иностранные банки за отгруженный уголь.
Эти факторы негативно повлияли на рентабельность работы угольных предприятий региона.
Для исправления ситуации предлагается:
- заключить соглашение между Правительством Кемеровской области – Кузбасса и ОАО «РЖД», предусматривающее предъявление и гарантированный вывоз в 2025 году каменного угля из региона на экспорт в восточном направлении в объеме не менее 68 млн тонн, с последующим увеличением объемов вывоза угля пропорционально возрастаемой пропускной способности ОАО «РЖД» в направлении восточного полигона;
- возобновить действие понижающих коэффициентов за экспортные перевозки каменного угля железнодорожным транспортом общего пользования;
- ОАО «РЖД» в пределах предоставленных полномочий необходимо предоставить скидки на перевозку угольной продукции в направлении портов Северо-Запада и Юга;
- отменить экспортные таможенные пошлины на уголь до момента выхода из кризиса;
- ввести государственное регулирование цен на перевалку угольной продукции в портах;
- решить вопрос по взаиморасчетам с иностранными банками за отгруженный уголь.
Министр подробно ответил на прозвучавшие вопросы участников встречи, рассказал о перспективах работы ряда компаний и предприятий, где действуют первичные профсоюзные организации Росуглепрофа. Была затронута проблема подготовки кадров для угольной отрасли, рассмотрены пути её решения.