О наиболее распространённых схемах и уловках мошенников участникам совещания рассказали представители Минфина Кузбасса (Алла Силукова) и Сбербанка (Алла Скворцова, Николай Сивирюк).
В действиях мошенников чётко виден определённый шаблон:
1) представление важным лицом (сотрудником банка или Госуслуг, сотовой компании, медицинского учреждения, правоохранителем, руководителем органа власти, работодателем абонента);
2) выведение абонента из нормального психологического состояния негативным или, наоборот, позитивным сообщением (родственник попал в аварию, больницу; идёт взлом учётной записи на Госуслугах, оформление кредита мошенниками; возбуждено уголовное дело по факту помощи ВСУ, злоупотреблению полномочиями и др; идёт проверка ФСБ или налоговой; выигрыш в лотерею, наследство, государственная компенсация и т.п.);
3) навязывание немедленных действий по исправлению критической или использованию позитивной ситуации, связанных с сообщением личных данных, переводом средств на мифический «защищённый счёт», уплатой «налогов», скачиванием приложения, голосованием по ссылке.
Наиболее надёжные способы защиты: не разговаривать с любыми незнакомыми абонентами (защита на 1 этапе), проверять сообщаемые собеседником данные по независимым каналам (собственный звонок родственникам, в учреждение или руководителю по телефону с официального сайта – защита на втором этапе), невыполнение предлагаемых действий, взятие паузы для обдумывания ситуации, прерывание разговора (защита на третьем этапе).
В любом случае следует знать, что:
- Центробанк не работает с физическими лицами,
- вообще не существует никаких «защищённых счетов»,
- не следует никому сообщать код в СМС,
- сим-карты меняют только в салонах сотовой связи,
- полис ОМС сейчас является бессрочным,
- полиция или следственный комитет могут собирать какие-то сведения только с вашего согласия, для официального разбирательства вас должны пригласить повесткой,
- нельзя голосовать за кого-то по незнакомой ссылке,
- нельзя вводить данные банковских карт или паспорта на сомнительных интернет-ресурсах,
- нельзя продавать дебетовые карты, оформленные на ваше имя,
- не следует переводить деньги за товар на карту малознакомому продавцу при онлайн-покупке,
- не стоит верить даже своему руководителю, если он говорит как-то необычно или обращается со странным требованием (нейросети позволяют создавать дипфейки человека – цифровые копии личности по фотографии, видео, аудиозаписи).
Чтобы повысить финансовую грамотность, нужно внимательно изучить материалы ресурсов Регионального центра финансовой грамотности Кузбасса: https://vk.com/public209814332 и Кибрария Сбербанка: http://www.sberbank.ru/ru/person/kibrary
Прозвучавшая на совещании информация будет направлена в первичные профсоюзные организации для ведения информационной работы в трудовых коллективах по противодействию кибермошенникам.