Использовать право на труд мешает неповоротливость государства и отсутствие «безбарьерной среды», считают люди с инвалидностью. Чиновники, в свою очередь, делают все что могут (считают они сами). И адаптируют подопечных только друг к другу путем совместных чаепитий (считают инвалиды).
– Молодые люди с инвалидностью сталкиваются с очень большими трудностями в плане образования, трудоустройства, социальной реабилитации и социализации в целом, – говорит замдиректора АНО «Центр социальных проектов «МИКС» Екатерина Жимаева. – Профориентационная работа, которую предлагают общеобразовательные школы, ограничивается только тестированием. А в коррекционных спецшколах дают знания, которые позволяют в дальнейшем получить лишь среднее профобразование. Тем молодым людям, кому посчастливилось поступить в вуз, сложно найти работу по специальности. Потому что у них не хватает профессиональных навыков и опыта работы.
По данным Росстата, трудоустраиваются по России только 20% людей с инвалидностью. По данным Федерального реестра инвалидов, в Москве такая цифра чуть выше – 26,8%.
Отметим, что проблема не является специфически «инвалидной»: сложности с трудоустройством (в том числе из-за отсутствия опыта) испытывают более трети выпускников вузов и около 40% выпускников ссузов. Об этом, например, пишут «Известия», ссылаясь на первого замминистра труда Ольгу Баталину. Другое дело – сам доступ к образованию. Почти тотальное отсутствие безбарьерной среды говорит о том, что инвалиды заранее находятся в проигрышном положении.
Да, можно рассуждать о дистанционном образовании, но попробуйте, например, дистанционно сдать лабораторную по химии – без материалов и оборудования. Между тем, если судить по выступлениям на мероприятии в Госдуме, недовольство ограничениями инвалиды порой склонны выливать на органы соцзащиты. Хотя не соцработники строили пятиэтажные хрущевки без лифтов и пандусов, да и вопросами образования и занятости по долгу службы занимаются другие люди.
См. подробнее: https://www.solidarnost.org/articles/beg-s-nyuansami.html