Необходимость принятия нового трудового законодательства обуславливалась как переводом экономики страны на рыночные рельсы, так и системным кризисом, разразившимся в России в 90-е годы прошлого столетия. Действовавший Кодекс законов о труде (КЗОТ) не отвечал современным реалиям. В условиях падения производства и уровня жизни населения Федерация независимых профсоюзов России проявила себя ответственной общественной силой, способной разработать и внести в трудовое законодательство эффективные инструменты правовой защиты трудящихся, восстановления и развития экономики.
Принятию нового Трудового кодекса предшествовало длительное и сложное обсуждение в рамках рабочей группы с участием профсоюзов, работодателей, представителей Госдумы и Правительства РФ. Дебаты начались уже на стадии рассмотрения имеющихся концепций кодекса, среди которых были правительственный, профсоюзный и другие. Документ, разработанный в правительстве, предполагал усиление позиции работодателей при одновременном умалении прав и интересов наемных работников. Подобный «порядок» основывался на рекомендациях Международного валютного фонда и Всемирного банка. В профсоюзном же варианте кодекса акцент делался на положения, отраженные в конвенциях Международной организации труда (МОТ).
По призыву ФНПР профсоюзные организации провели на предприятиях, в организациях и учреждениях собрания, на которых были рассмотрены внесенные в Госдуму проекты Трудового кодекса. Состоялось свыше 100 тысяч таких собраний с числом участников свыше 12 миллионов. В адрес Госдумы были направлены тысячи писем и телеграмм с просьбой отклонить правительственный проект и поддержать профсоюзный вариант. В итоге победила концепция, которую предложили профсоюзы.
Создавался новый Трудовой кодекс нелегко: острая борьба сторон шла за каждую позицию. Принимать консолидированные решения позволяло активное применение права «вето». В результате напряженной работы социальных партнеров в итоговом документе удалось обеспечить сохранение большинства прав и гарантий и для профсоюзов, и для наемных работников, не препятствуя при этом реализации интересов бизнеса.
Трудовой кодекс – живой документ, который может и должен совершенствоваться в стремительно меняющемся мире. Создаются передовые технологии, рождаются новые формы организации труд и закон обязан реагировать на эти изменения: поправки в него вносились, и будут вноситься. При этом важно, что обязательным условием внесения поправок является консенсус трех сторон – правительства, работодателей и профсоюзов. Это позволяет сохранять взвешенный подход к процессу обновления документа и избежать нарушения достигнутого паритета.
Между тем, попытки переписать трудовое законодательство, изменив его в пользу работодателей, предпринимались неоднократно. Достаточно вспомнить предложения части бизнес-сообщества фактически увеличить рабочую неделю и упростить процесс увольнения работников. ФНПР резко отреагировала на подобные инициативы, донесла свою позицию до руководства страны и получила поддержку социальных партнеров.
Как показала многолетняя практика, особенно в кризисные годы финансовой и экономической нестабильности, в периоды экономических санкций и борьбы с пандемией, действующий ТК РФ достаточно надежно и эффективно регулирует трудовые отношения. Симптоматично, что Международная организация труда неоднократно признавала российский Трудовой кодекс одним из лучших сводов законов о труде в мире, принятых в последние десятилетия.
По убеждению российских профсоюзов, в настоящее время Трудовой кодекс РФ эффективно защищает права и интересы трудящихся, способствует гармонизации социально-трудовых отношений и развитию экономики, служит основой для воспитания уважения к труду.
См. https://fnpr.ru/events/novosti-fnpr/trudovomu-kodeksu-rossiyskoy-federatsii-20-let.html