– Нельзя просто взять, повысить [зарплаты] и дальше остаться, как мы жили. У нас очень низкие в среднем компетенции после выхода из школы по сравнению с сопоставимыми образцами в других странах. В этом смысле над качеством наших компетенций, влиянием их на экономику и производительностью, в конечном счете, тоже нужно говорить. Просто повышение и выравнивание не решит полностью проблем, – цитирует слова А.Кудрина информационное агентство ТАСС.
При этом глава Счетной палаты связал более высокий заработок в бюджетной сфере в западных странах с производительностью их труда.
– Вы ссылаетесь на западные страны – там, допустим, на 25% в ВВП доля зарплат [работников бюджетной сферы] больше. Но производительность труда в среднем одного среднего занятого в два раза выше в Европе и в 2,5 раза выше в США, чем у нас. Это другая отдача, это связано со структурой рабочих мест, которые более производительны, – заявил А.Кудрин.
Прокомментировать мнение главы Счетной палаты газета «Солидарность» попросила зампредседателя Федерации независимых профсоюзов России Александра Шершукова:
– Разговор о якобы низкой производительности труда в России продолжается уже более 20 лет. Каждый раз ее интерпретируют как низкую готовность работника к эффективному труду, забывая о том, что такая эффективность связана с организацией труда и уровнем технической оснащенности. Они же, в первую очередь, лежат в сфере ответственности работодателя и собственника той или иной организации. Если посмотреть на проблему с этой стороны, вопрос заключается не только в том, почему производительность труда низкая, но и почему российский работодатель не в состоянии организовать эффективную деятельность работника в течении нормальной продолжительности рабочего времени. Почему он не вкладывает деньги в техническое переоснащение производств, предпочитая переводить их либо в формат «сокровищ» (о чем еще в XIX веке писал Карл Маркс), либо вовсе в офшоры, ставшие вариантом хранения «сокровищ», актуальным для века XXI.
Как подчеркнул профлидер, тема производительности труда работников бюджетной сферы имеет отдельную специфику. Так, за последние годы в отношении бюджетников неоднократно менялось законодательство, связанное с организацией и оплатой их работы. Например, была введена новая система оплаты труда, проводилась серьезная реструктуризация поликлиник и больниц, а также объединение образовательных учреждений.
– Все эти процессы привели не к росту производительности труда, которым оправдывалось их начало, а, например, к снижению доступности здравоохранения для граждан России, что ярко продемонстрировала пандемия новой коронавирусной инфекции. Рассматривать бюджетников в категориях производительности труда невозможно, точно так же, как рассматривать образование и здравоохранение в формате услуг. Такой подход нормален для бухгалтера, но не для государственного руководителя, – уверен Александр Шершуков.