1. Статья 59 ТК РФ
Предприниматели предлагают расширить практику заключения срочных трудовых договоров. Среди тех, с кем бизнес хотел бы заключать такие соглашения, – предпенсионеры, выпускники ссузов и вузов, безработные (после 6 месяцев нахождения в этом статусе), а также граждане, трудоустраивающиеся в новые организации.
Попытки расширить установленный ТК РФ перечень ситуаций, когда возможно заключение срочных трудовых договоров или можно отказаться от ограничений для заключения таких договоров, направлены на уклонение от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок, уверены в правовом департаменте ФНПР.
Позиция профсоюзных юристов опирается на постановление Конституционного суда РФ от 19.05.2020 № 25-П: «…стабильная занятость предполагает длительные трудовые отношения, т.е. возможность работать на постоянной основе, что при заключении работником срочного трудового договора не гарантируется. В силу этого законодательное ограничение случаев применения срочных трудовых договоров фактически направлено на предоставление работнику как экономически более слабой стороне в трудовом правоотношении защиты от произвольного определения работодателем срока действия трудового договора, что не только отвечает целям и задачам трудового законодательства, социальное предназначение которого заключается в преимущественной защите интересов работника, включая его конституционно-значимый интерес в стабильной занятости, но и согласуется с вытекающим из Конституции РФ требованием соблюдения баланса конституционных прав и свобод работника и работодателя».
2. Статья 70 ТК РФ
РСПП предлагает исключить несколько категорий граждан из ч. 4 ст. 70 ТК РФ (категории лиц, для кого испытательный срок не устанавливается). Речь идет о выпускниках вузов и ссузов, впервые поступающих на работу по специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня.
Как напоминают в правовом департаменте ФНПР, уровень занятости молодежи в возрасте 15 – 29 лет ниже среднероссийского уровня занятости населения и характеризуется в последние годы тенденцией к снижению, особенно в возрастной группе 15 – 24 года. При этом в соответствии с законом «О молодежной политике» обеспечение гарантий в сфере труда и содействие в трудоустройстве молодых россиян относятся к основным направлениям реализации молодежной политики.
В профсоюзах уверены: исключение выпускников учебных заведений из списка лиц, которым не устанавливается испытательный срок, не улучшит ситуацию на рынке труда для молодежи. При этом сами работодатели периодически злоупотребляют своими возможностями. Известны ситуации, когда на стадии трудоустройства руководители для проверки профпригодности дают студентам и выпускникам проектные задания, но по итогам не берут на работу. При установлении испытательного срока ситуация может стать еще хуже.
Яков Купреев, руководитель правового департамента ФНПР:
– В ФНПР проанализировали предложения РСПП по внесению изменений в трудовое законодательство. Прежде всего хотелось бы отметить, что большая часть предложений по «более гибкому регулированию трудовых отношений» значительно ухудшает правовое и социально-экономическое положение работников, нарушает баланс интересов работников и работодателей в сторону усиления интересов последних. Более того – многие из предложений бизнеса напрямую противоречат положениям актуального Генерального соглашения, заключенного между правительством, профсоюзами и работодателями! Мы считаем, что в текущей социально-экономической ситуации Правительство РФ принимает эффективные меры, направленные на недопущение обострения ситуации на рынке труда. Реализация же предложений работодателей вряд ли будет этому способствовать, напротив – усилит социальную напряженность.
См. подробнее: https://www.solidarnost.org/articles/predlozhenie-ne-podderzhivaetsya.html