Татьяна Голикова отметила, что законы о социально-экономическом развитии Российской Федерации, федеральном бюджете, бюджетах фондов пенсионного и социального страхования, обязательного медицинского страхования, а также страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на период на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов после доработки будут немедленно внесены в Государственную думу, наряду с другими неотложными законодательными актами. Вице-премьер призвала координаторов сторон РТК отнестись к ситуации с пониманием и в соответствии с законом о Российской трехсторонней комиссии.
Координатор профсоюзной стороны, Председатель ФНПР Михаил Шмаков, поддержав решения рабочих групп комиссии по основным плановым вопросам, тем не менее, указал на неоднократное нарушение закона об РТК по «неотложному» рассмотрению целого ряда законопроектов социально-трудовой тематики в обход комиссии. Кроме этого, он обратил внимание на нарушение в отношении прав профсоюзов не только законов Российской Федерации и указов Президента РФ, но и самой Конституции, прежде всего со стороны Генеральной прокуратуры и «так называемых правоохранительных органов». На то, что «претензии к профсоюзам с их стороны нарастают».
Александр Шохин, координатор стороны работодателей, поддержал М.Шмакова в той части, что «по ключевым вопросам материалы в РТК не поступают, мы собираемся после заседания правительства, одобрившего главный бюджет и бюджеты важных социальных фондов. Тех проектов, которые нам надо было иметь заранее». Он также отметил необходимость вести работу в социально-трудовой сфере совместно, а не в обход РТК.
Михаил Шмаков от имени профсоюзной стороны внес следующие предложения:
1) государство должно нарастить госинвестиции в реальный сектор экономики – по проекту «Об основных социальных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»;
2) внести дополнение в раздел, касающийся государственных внебюджетных фондов, по основным характеристикам бюджетов внебюджетных социальных фондов с разделением по каждому виду обязательного социального страхования – по проекту «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»;
3) дополнить проект решения пунктом: «Отметить необходимость заблаговременного предоставления Правительственной стороной Комиссии проектов бюджетов внебюджетных социальных фондов для полноценного рассмотрения на заседаниях соответствующих рабочих групп» - по проекту «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
По проекту «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и приостановлении действия ее отдельных положений» профсоюзной стороной отмечено, что МРОТ в 2023 году составит 16 242 рубля.
По методике, действовавшей до 2021 года (на основе потребительской корзины), МРОТ в 2023 году составил бы 16 709 рублей.
В июле 2022 года МРОТ был увеличен на 10%, при этом рост ИПЦ (индекс потребительских цен) в 2022 году прогнозируется на уровне 12,4%, в 2023 – 5,5%. Таким образом, предлагаемый законопроектом рост МРОТ может не обеспечить сохранение его покупательной способности.
Законопроектом предлагается приостановить до 2025 года действие методики определения МРОТ, согласно которой МРОТ устанавливается в соотношении 42% от медианной заработной платы.
В 2023 и 2024 гг. предполагается устанавливать МРОТ исходя из роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМ ТН), увеличенного на 3 процентных пункта (п.п.). Таким образом, рост МРОТ в 2023 году к действующей величине МРОТ составит 6,3%, что на 3 п.п. выше роста величины ПМ ТН в 2023 году.
Профсоюзная сторона, поддерживая увеличение МРОТ, отметила, что в законопроекте отсутствуют объективные критерии его установления, и может быть не обеспечено повышение уровня его реального содержания, учитывая рост потребительских цен в 2022-2023гг. М.Шмаков призвал, не откладывая, заняться «разработкой нормальной методики определения минимального размера оплаты труда».
По проекту «О приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» профсоюзная сторона, поддерживая увеличение ПМ, отметила, что в законопроекте отсутствуют критерии его установления, а также то, что есть риски необеспечения повышения его покупательной способности с учетом роста потребительских цен в 2022-2023 гг.
Высказанные на заседании предложения и замечания профсоюзной стороны в основном были поддержаны представителем стороны работодателей. По их реализации Татьяной Голиковой даны соответствующие поручения.
В заключение Координатор РТК призвала стороны к консолидированной, взвешенной и эффективной совместной работе с учетом сложной современной обстановки.