Реализация программы рассчитана до 2030 года и предусматривает 32 мероприятия, в их числе – предоставление субсидий работодателям за трудоустройство молодых людей, которым часто бывает сложно найти работу, совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приёма в колледжи и вузы, чтобы максимально приблизить их к потребностям рынка труда.
Первоначальный проект программы вызвал много вопросов в ФНПР. Он нес в себе риски снижения защищенности трудящейся молодежи, а значит, проект нуждался в доработке.
Были собраны и проанализированы предложения членских организаций и Молодежного совета ФНПР. По итогам этой работы Председатель ФНПР Михаил Шмаков направил письмо к Министру труда и социальной защиты РФ Антону Котякову, где были сформулированы предложения по корректировке документа.
С этим же пакетом предложений ФНПР приняла участие в обсуждении прав и гарантий трудящейся молодежи в Госдуме.
Третьим шагом стал запрос на рассмотрение программы на заседании РТК.
Одним из вызывающих вопросы профсоюзов пунктов оказался возраст целевой аудитории программы – изначально он был до 30 лет, тогда как в законе о молодежной политике РФ молодежью считаются люди до 35 лет включительно. ФНПР настояла, чтобы границы возраста участников проекта были расширены – в итоге программа распространяется на группу молодежи до 35 лет включительно.
Кроме того, с точки зрения профсоюзов принципиально было, чтобы опыт волонтерства не приравнивался к занятости. В ходе согласительного совещания, последовавшего за заседанием рабочей группы РТК, формулировку о волонтерстве как о первом опыте занятости исключили.
Еще один основной пункт проекта, который вызывал вопросы у экспертов федерации – программа стажировок и производственных практик. Изначально в документе существовала запись о подготовке доклада в Правительство по требуемым изменениям в законодательстве, связанным с необходимостью упрощения организации производственных практик, причем именно оплачиваемых. В программе они фигурировали в виде первого рабочего места. Профсоюзы сочли, что производственная практика официально не должна считаться первым рабочим местом, так как это может снизить гарантии молодых специалистов (“молодой специалист – гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией” - Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ). Более того, на данный момент Трудовой кодекс РФ содержит описание стажировок, которые можно проходить по срочному оплачиваемому трудовому договору. В результате обсуждения с соцпартнерами, этот вопрос также был урегулирован – была исключена формулировка о производственной практике как о первом рабочем месте.
В пункт о стажировках включили предложения ФНПР по поддержке программ наставничества. В этом вопросе профсоюзы и работодатели оказались солидарны.
В программе нашло отражение предложение ФНПР о включении в образовательный процесс обучения основам трудовых отношений. Региональным центрам занятости совместно со сторонами соцпартнерства поручено заняться этой темой. Такой подход дает профсоюзам возможность взаимодействовать с центрами занятости в рамках программы по профориентации.
Планируется, что прямыми мерами поддержки будут ежегодно охвачены до 200.000 человек, а на финансирование мероприятий программы в 2022 году будет направлено более 9,9 млрд рублей.