- Если говорить о социальном партнерстве, то не побоюсь сказать, что на нынешнем этапе эта тема для профсоюзов «жаркая». На самом деле, предложений по тематике года было достаточно: предлагалось провести год исполнения Устава ФНПР, продолжить год организационного укрепления профсоюзов, год наращивания влияния. Мнений было много, как называть год и чем его наполнить. Была дискуссия. Но тем не менее, в конце концов, тема социального партнерства была признана наиболее актуальной и заслуживающей особого внимания. Сегодня мы видим, что есть позитивные тенденции в регионах, когда по инициативе профсоюзов, иногда при видимой заинтересованности органов региональной власти принимаются рамочные законы или вносятся изменения в действующие, направленные на оптимизацию механизмов социального партнерства. Зачастую сторона работодателей также приходит к пониманию необходимости более конкретного очерчивания правовых рамок партнерства в социально-трудовой сфере. Несмотря на все это у нас, так скажем, социальное партнёрство «хромает».
Если касаться Сибирского федерального округа, то нужно отметить, что в 3 из 8 федеральных округов, в том числе у нас, действуют окружные трехсторонние соглашения. Что касается других территорий, то видимо по тем или иным причинам, в округах не могут оформить свое партнерство письменно, а значит не сложились условия для этого. Те или иные стороны не считают своевременным пойти договариваться по значимым вопросам.
Конечно, все территориальные образования, субъекты Российской Федерации подписывают свои региональные трехсторонние соглашения о взаимодействии. Однако важен результат этого взаимодействия, который выражался бы в конкретных количественных показателях, например, в уровне заработной платы. Поэтому второе соглашение, которое подписывается иногда на региональном уровне – это соглашение о минимальной заработной плате. Зачастую в некоторых регионах оно подразумевает ориентацию на федеральный МРОТ, плюс районный коэффициент. Это уже неплохо, потому что на уровне закона подтверждаются намерения работодателей и региональной власти исполнять федеральные нормы в этой части. Но лучше, когда соглашения содержат в себе завышенные цифры по отношению к федеральному законодательству. Такие положения, например, содержатся в трехсторонних соглашениях в Омской области, Кузбассе, конечно же, в Алтайском крае. Иногда они оформлены как отдельные документы, а иногда включены в качестве разделов в основное соглашение. Если говорить об Алтайском крае, то эта территория традиционно на высоком уровне исполняет не только все рекомендации Федерации независимых профсоюзов России, но и воплощает в жизнь чаяния рядовых членов профсоюзов. И последние годы мы отчетливо видим достаточно жесткую борьбу за величину надбавок к федеральным нормам оплаты труда. И это хорошо, что борьба эта реальная, а не номинальная, что есть вполне видимые результаты. Кроме того, жесткий переговорный процесс позволяет сформировать у властных органов, у работодателей понимание того, что повышение заработной платы – необходимый процесс, который в свою очередь обуславливает социальную стабильность в регионе.
- Каков должен быть вектор развития социального партнёрства на современном этапе?
- Как таковой институт социального партнерства получил становление и развитие примерно 30 лет назад, в начале 90х годов, когда региональные власти под влиянием профсоюзов пришли к пониманию необходимости заключения договорных отношений и подписания соответствующих документов. Я подчеркну, именно региональная инициатива в этом смысле сыграла ключевую роль. На сегодняшний день, увы, нет федерального закона о социальном партнёрстве и, нужно сказать, что правовая служба ФНПР этот вопрос уже поднимала. У значительной части профсоюзной общественности есть четкое понимание необходимости единой правовой базы, которая регулировала бы сферу соцпартнерства на федеральном уровне. Отмечу, что наше государство имеет федеративное устройство и иногда значимые новеллы права возникают из регионов и тогда уже они бывают подхвачены центром. Есть, как лоббисты этого закона, понятно, это профсоюзы, есть и противники. Но с нашей точки зрения потребность в нем назрела. Закон мог бы поспособствовать приведению к общему знаменателю действий власти на местах в вопросах регулирования социально-трудовых отношений. С другой стороны, конечно, сам по себе этот закон денег в казне регионов не прибавит. Поэтому по-прежнему региональным профсоюзным объединениям придется много работать над увеличением заработной платы, повышением степени внимания работодателей и правительства к этому вопросу, проблемам трудовых коллективов в регионах.
…Именно через реализацию механизмов соцпартнерства следует подходить к вопросам распределения трудовых ресурсов, привлечения молодежи в региональную экономику и производство, закрепления кадров. С большой долей уверенности могу сказать, что те же координационные советы профсоюзов на муниципальном уровне решают широкий круг вопросов, с которыми властные структуры, в одиночку бы не справились.
Сами по себе профсоюзы ближе к проблемам человека труда, знают потребности, более четко способны выразить необходимость принятия и реализации тех или иных решений. Поэтому с моей точки зрения в профсоюзный Год социального партнерства следует особое внимание уделять деятельности на местах координационных советов, выдвижению на эти роли по-настоящему вдумчивых и способных к диалогу людей…
См. подробнее: https://vk.com/altksp22