Ученые рассмотрели шесть профобъединений: бразильские конфедерации CUT и FS, португальские CGTP и UGT, канадскую CLC и британскую TUC. Присутствие профсоюзов в соцсетях неизбежно; Карнейро и Коста взяли на себя труд проанализировать, остается ли оно незамеченным или нет.
Влияние изменений, связанных с цифровизацией, и на сферу занятости, и на профсоюзную деятельность становится все более значительным. И хотя опасения рабочих о будущем мира труда остаются по большей части неизменными, традиционные участники рынка труда сталкиваются с новыми методами коллективных действий и новым давлением через информационную сферу.
Кризис рабочего движения главным образом связывается с несколькими факторами. Это изменения на рынке труда, вызванные неолиберальной глобализацией; ослабление уз трудовой солидарности и лояльности к профсоюзам как прямое следствие индивидуализма и распада современных обществ; снижение представительства профсоюзов, и, следовательно, недостаточная мобилизация рабочих для участия в коллективных действиях; скромные масштабы международной профсоюзной борьбы, которая отходит на второй план по сравнению с национальными приоритетами. Политика создания профсоюзами коалиций с общественными организациями, не связанными со сферой трудовых отношений, ради достижения каких-то общих целей оказывается хрупка из-за широкого разброса интересов. В условиях роста цифровой экономики профсоюзы испытывают трудности охвата растущей массы работников с нестандартной занятостью.
Для возрождения охвата и влияния профсоюзов часто предлагались три ключевых стратегии: организация на низовом уровне, создание коалиций и увязывание трудовых вопросов с более широкой повесткой в области социальной и экологической справедливости. Чтобы привлечь внимание к использованию профсоюзами соцсетей для поддержки реализации этих стратегий, португальские социологи провели исследование активности шести крупных профцентров в соцсети Facebook (запрещенная в РФ соцсеть принадлежит компании Meta Platforms Inc., которая признана экстремистской организацией и запрещена в России). Авторы исходят из того, что сегодня онлайн-присутствие не только неизбежно, но и все теснее связано с офлайн-изменениями.
Согласно отчету Комиссии ООН по широкополосной связи в интересах устойчивого развития, в 2019 году 3,98 млрд человек – 51,2% населения планеты – подключились к интернету. Широта охвата социальных сетей: у Facebook 2,3 млрд пользователей в месяц, у Youtube – 1,5 млрд (для сравнения: у VK 100 млн, из них 73,4 млн – в России). Как платформа для горизонтального участия, где пользователь одновременно и потребитель, и производитель контента, сеть, основанная на принципах децентрализации, получила название Web 2.0. Это иллюстрирует эволюцию сети от одностороннего взаимодействия к двусторонним социальным сетям.
Цифровая среда породила новые измерения, которые бросают вызов старым профсоюзным организациям. Благодаря технологическим разработкам, связанным с социальными сетями, персонализированным интернетом и мобильной связью, люди все чаще объединяются в сети как личности, а не собираются в группы. Это должно заставить профактивистов задуматься над вопросами коллективных связей, управления информацией и прозрачности работы.
Хотя технология Web 2.0 обеспечивает доступ к огромному количеству информации, она может ограничивать доступ к сведениям, противоречащим данным, которые сеть получает от пользователя. То, что люди получают, зависит не только от того, как они подключены к социальным сетям, но и от алгоритмов соцсетей, которые показывают определенный контент на основе поведения человека в интернете. Поскольку пользователи, как правило, имеют дело с кругом общения, который отражает их собственные взгляды, это приводит к созданию «эхо-камер», где люди получают доступ к информации только от единомышленников. Контент, выбранный алгоритмом, предоставляет пользователям только информацию, соответствующую их взглядам.
Исследователи указывают: профсоюзы могут использовать соцсети для преодоления таких трудностей, как снижение членства и ослабление мобилизационного потенциала. Но поскольку соцсети стали перенасыщенным и перегруженным пространством, просто присутствовать в сети недостаточно. Необходимо постоянно создавать и адаптировать контент, рассчитанный на аудиторию, которую профсоюзы намереваются охватить.
Профсоюзы выиграли от Web 2.0 благодаря возможности быстрее и дешевле общаться с широкой аудиторией и создавать собственный контент. Информирование в режиме реального времени – например, разоблачение нарушений прав рабочих, рассылка призывов к действию или повышение осведомленности о проблемах – сыграло неоценимую роль в мобилизации.
Соцсети лишь облегчают взаимодействие, но не являются решением проблемы. Карнейро и Коста выделяют два вопроса, решение которых пока не найдено в профсоюзной среде. Первое – многие трудные ситуации требуют прямого вмешательства и сочетания усилий как в сети, так и в автономном режиме. Второе – модели коммуникации в сети часто копируют традиционные практики распространения информации «сверху вниз»: источник информации активен, но не приглашает к диалогу, а адресат пассивен и не стремится к нему.
См. подробнее: https://www.solidarnost.org/articles/podelis-stranichkoyu-svoey.html