Вице-премьер охарактеризовала эти документы как «социально направленные», предусматривающие многомиллиардное выделение средств в течение указанного периода на поддержку многих нуждающихся, в том числе семей с детьми, безработных, пенсионеров, самозанятых и других категорий населения. К примеру, предусматривается более 950 млрд рублей на выплаты пособий на детей в возрасте от 3 до 7 лет и 260 млрд рублей на пособия родителям-одиночкам с детьми от 8 до 17 лет; более 900 тысяч классных руководителей получат выплаты в 5 тысяч рублей; при рождении первого ребенка родители в 2024 году получат около 550 тысяч рублей в качестве материнского капитала.
«Громадье наших планов всегда впечатляет и их следует только поддержать, – ответил Председатель ФНПР Михаил Шмаков. – Вместе с тем, мы в рамках Российской трехсторонней комиссии должны останавливаться, прежде всего, на вопросах трудовых: о заработной плате и росте доходов работающих граждан… На фоне общих успехов при подготовке бюджета есть конкретные замечания о том, что нам надо еще улучшать».
Существенные возражения профсоюзной стороны вызвал прогноз социально-экономического развития, который, как было отмечено, «положен в основу разработки проекта федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов, исходит из позиции консервации доходов населения и стагнации экономического развития страны». Михаил Шмаков при обсуждении бюджета страны и внебюджетных фондов особо подчеркивал, что индексация пенсий работающих пенсионеров уже в который раз не предусматривается:
«Кроме этого, стало известно, что правительство отклонило это неоднократное предложение профсоюзов. Такая половинчатая позиция приводит к социальной напряженности и потере доверия к государственным институтам. После отмены индексации с 1 января 2016 года число работающих пенсионеров снизилось с 15,3 млн до 9,6 млн человек, причем большая часть из них ушла в сферу теневой занятости…
А в целом по пенсионным проблемам нам необходимо серьезно обсудить, выполнены ли у нас пенсионные обязательства, принятые в 2012 году… У нас периодически принимаются отдельные решения по пенсионным вопросам, идущие вразрез с этой концепцией и вызывающие напряженность в обществе. Получается – был факт повышения пенсионного возраста, но при этом никаких реформ не произошло. Очевидно, что вопрос назрел!».
Координатор стороны работодателей, президент РСПП Александр Шохин поддержал «пенсионную» позицию профсоюзов, заметив, что негативное для работающих пенсионеров решение правительства принималось без участия социальных партнеров. В то же время, по его мнению, «данный вопрос с повестки не снимается».
В ходе обсуждения прогноза и бюджетных вопросов со стороны профсоюзов прозвучала озабоченность отставанием роста реально располагаемых доходов от роста индекса потребительских цен при отрицательной динамике спроса на внутреннем рынке, нестабильном рынке труда и сокращении рабочих мест. Обращено внимание на значительное отставание России от мировых «стандартов» в части доли фонда оплаты труда, которая у нас вдвое меньше среднемирового показателя (23,8% против примерно 50%) и сейчас имеет тенденцию к сокращению.
Председатель Росуглепрофа Иван Мохначук выступил активным участником дискуссии по главным вопросам дня. Его убедительные аргументы в защиту трудовых и социальных прав работников усиливали конструктивную позицию профсоюзов.
В итоге – по проекту федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов профсоюзная сторона обратила внимание правительства «на необходимость привлекать профсоюзную сторону к консультациям по проекту федерального бюджета на более ранних этапах его подготовки».
При рассмотрении законопроекта о допустимой доле привлечения иностранных работников в 2022 году, профсоюзы внесли дополнение к проекту – «предложить МВД России представить информацию о численности иностранных граждан в разрезе стран их исхода и видов экономической деятельности, в которых они осуществляют трудовую деятельность».
По остальным вопросам повестки заседания РТК социальные партнеры согласились с выводами экспертов рабочих групп РТК (их пять – по различным социально-трудовым направлениям).
При этом следует обратить внимание на то, что при обсуждении порядка регистрации безработных граждан профсоюзная сторона выступила с предложениями по дальнейшему совершенствованию законодательства по занятости, а именно:
- установить право граждан на регистрацию в органах службы занятости в качестве безработных и на получение пособия по безработице независимо от их места пребывания;
- исключить нормы по прекращению и приостановке выплаты пособия по безработице гражданам, имеющим уважительные причины неявки в центры занятости населения (временная нетрудоспособность и иные события, длительность которых может превышать один месяц), в целях непрерывного получения ими пособия по безработице;
- предусмотреть, при согласии гражданина, возможность поиска и предложения подходящей работы по всей территории Российской Федерации, а не только в том субъекте Российской Федерации, в центр занятости населения которого подано заявление.
- исключить необходимость личного посещения гражданином центра занятости населения в целях получения государственной услуги по поиску подходящей работы в случае подачи заявления не по месту его жительства (по месту пребывания);
- установить, что подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы (службы), без ограничения его величиной прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, или иными величинами;
- установить право гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, выбора более двух вариантов подходящей работы.
В заключение М.Шмаков внес три предложения, касающиеся дальнейшей работы РТК: о плане реализации Генсоглашения на первое полугодие 2021 года; о практическом применении положения обновленной Конституции РФ о социальном партнерстве, необходимости внесения соответствующих нормативных поправок, в частности, в положения о министерствах РФ; о 30-летии Российской трехсторонней комиссии.