Деловая программа форума была посвящена проблематике развития человеческого капитала. Решения, заключения и рекомендации форума традиционно оформляются в инициативы по совершенствованию трудового законодательства, стандартов и программ профессионального обучения, мер государственной и региональной поддержки рынка занятости.
На пленарной сессии форума выступил заместитель Председателя ФНПР Евгений Макаров. Он отметил: «Рынок труда образуется ввиду участия в нём двух сторон: работодателей со своими предложениями условий и размера оплаты с одной стороны, и работников со своими знаниями, умениями навыками и достигнутой квалификации с другой стороны. Регулятором выступает государство, одновременно являющееся крупнейшим работодателем... Работодатели и работники по-разному институализированы в своих объединениях. Имею ввиду общероссийские и региональные объединения работодателей и для работников – общероссийские профессиональные союзы и другие их территориальные объединения.
Фундаментальное влияние на региональные рынки труда оказывают профсоюзы, они являются системообразующими участниками, так как вопросы оплаты труда… регулируются: на федеральном уровне Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей с участием правительства, 60 отраслевыми тарифными соглашениями, на региональном уровне действуют 85 трёхсторонних соглашений, заключаемых в субъектах РФ, где заметное внимание уделено вопросам регулирования оплаты труда в регионах. На самом главном – первичном уровне – в стране действуют 115604 коллективных договора (данные на 2023 год), которыми предметно регулируется оплата труда на предприятиях. Именно в двух и трёхсторонних форматах вырабатывается экономически и социально приемлемый уровень оплаты труда, оказывающий решающее влияние на рынок труда».
По его словам, на данном этапе в расстановке национальных целей развития страны приоритетными стали технологическое развитие и обеспечение технологического суверенитета от которых зависит импортозамещение, обороноспособность и в целом качество жизни населения. Достижение этих целей немыслимо без преодоления проблем, существующих в сфере труда и занятости:
-
низкая заработная плата, неэффективная структура занятости и, как следствие – дефицит кадров;
-
несоответствие структуры и качества подготовки кадров требованиям рынка труда, ограниченная доступность профобразования;
-
незащищенные формы занятости: самозанятость, платформенная занятость и «заемный труд» – угроза технологическому развитию.
Сегодня дефицит кадров носит тотальный характер. По рабочим профессиям он наблюдается уже больше 10 лет. Виной тому – изменения структуры занятости населения, когда сокращалась доля занятых в промышленности и сельском хозяйстве, а занятость в сфере услуг росла.
Коренная проблема – сохраняющаяся низкая стоимость труда в реальном секторе экономики. В результате продолжается переток рабочей силы и снижение интереса к освоению квалификаций, необходимых для трудовой деятельности в производстве. Непривлекательная зарплата обусловила тотальное нежелание выпускников работать по полученной специальности.
Сфера услуг более привлекательна для молодежи, чем производственный сектор. В популярной сети общественного питания готовы платить заработную плату в 75 тыс. рублей. Промышленные предприятия предлагают молодому инженеру зарплату вдвое ниже – 30-50 тыс. рублей. Там, где зарплата предлагается выше, она, как правило, достигается за счет сверхурочной работы и работы в выходные дни.
Государство и бизнес несут полную ответственность за сложившуюся структуру занятости и, как следствие, дефицит трудовых ресурсов.
… Недавно Президент России поставил задачу построения в стране экономики высоких зарплат. Опережающее повышение минимального размера оплаты труда – прогрессивное и верное решение, но этого недостаточно, чтобы стоимость труда в экономике возросла.
Государство не обеспечивает рост заработной платы в бюджетном секторе и на государственных предприятиях, а предприниматели, ссылаясь на высокую «ключевую ставку» и дороговизну кредитов, минимизируют издержки на рабочую силу. Даже сложившийся острый дефицит кадров не оказал существенного влияния на стоимость труда. Единственное исключение – IT-индустрия…
Чтобы молодежь вернулась на производство, ей нужно предложить достойный заработок, жилье и развитую социальную инфраструктуру. Нужны доступные решения по обеспечению молодых рабочих и специалистов жильем.
...Однако не только нехватка квалифицированных кадров создает угрозу для технологического развития и суверенитета. Значительную роль в решении этой задачи играет качество подготовки кадров. Необходима система профобразования, способная наполнить реальную экономику кадрами сейчас и обеспечить развитие кадрового потенциала в будущем.
…В стране насчитывается почти 10 млн самозанятых. Сегодня, исходя из сумм отчислений по налогу на профессиональный доход, более 80% самозанятых либо не имеет дохода, либо получает доходы ниже минимального размера оплаты труда. То есть… вместо легализации доходов мы получили деградацию трудовых отношений, ведь широкая пропаганда самозанятости вынудила часть работников обменять свои трудовые права и гарантии на сниженную ставку НДФЛ.
Еще одна категория трудящихся «группы риска» - платформенные занятые. Условия такой занятости в настоящее время не урегулированы законодательством. Происходит эксплуатация трудящихся без учета времени труда и отдыха, без гарантий оплаты труда и его безопасности.
…По мнению профсоюзов, базовые принципы государственного регулирования в сфере занятости должны быть дополнены правами для всех трудящихся (независимо от формы занятости) на вступление в профсоюз и на государственное социальное, пенсионное и медицинское страхование.
Принципы регулирования предоставления персонала должны быть пересмотрены: любой труд работника, осуществляемый в интересах, под управлением и контролем иного лица, не являющегося работодателем, должен быть запрещен.
При решении этих проблем у России появятся реальные возможности для восстановления и сохранения кадрового потенциала, необходимого для технологического развития и достижения технологического суверенитета.